Любовь Сеидова
Мастер-класс «Жители других планет». Нетрадиционная техника рисования «граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура мастер – класса :
1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса.
2. Основная часть.
а) Что такое «Граттаж». Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике «Граттаж».
б) Практическая часть. Освоение приемов выполнения нетрадиционного рисования в технике «Граттаж».
Публикация «Мастер-класс „Жители других планет“, Нетрадиционная техника рисования „граттаж“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Планы
- Рисование. Все материалы
- Темочки
3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
1. Вступительная часть
Цель.
Знакомство участников мастер-класса с техникой нетрадиционного рисования «граттаж», познакомить с правилами и последовательностью выполнения работы в технике «Граттаж»,
Задачи:
познакомить с нетрадиционной техникой рисования – граттаж, для последующего использования данной техники в рисовании.
обучение техники грунтовки листа под рисунок.
способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер – класса
содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения, умение смело и свободно мыслить
Форма проведения: мастер-класс.
Методы : наглядный, словесный, практический.
Материалы для работы
Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определё нные материалы:
1. Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
2. Трафареты «Жители других планет».
3. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
4. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
5. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
6. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
7. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.
Демонстрационный материал:
Картинки о космосе.
Картинки с жителями других планет.
Готовые работы в технике «Граттаж».
Описание:
данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов, родителей, детей 5-6 лет.
Актуальность.
Многие дети испытывают "страх чистого листа". Чтобы помочь ребенку в этой ситуации, педагог должен создать ситуацию при которой этот страх исчезнет в моем мастер-классе я предлагаю вариант рисования в технике «Граттаж».
2. Основная часть
Кто мы?
Считает ум. Душа горит. Как сложен мир, как много тем!
И лишь искусство «говорит» откуда, кто мы и зачем.
а) Пришло время познакомиться с техникой граттаж. "Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом тонированного листа. Многим он известен, как техника "Цап-царапки". Уверяю Вас: "Попробовав технику "Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова". Граттаж может быть цветным или черно-белым. Посмотрите, пожалуйста, вот такие работы можно выполнить в данной технике (показ работ)
Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:
- поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,
-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.
- лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.
Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.
б) Переходим к практической части.
• Лист белого картона необходимо закрасить плотно восковыми мелками, в нашем случае это гуашь. Пробелов быть не должно, можно закрашивать в несколько слоёв. Как располагать цвета – да как угодно: пятнами, квадратиками, полосами, это не принципиально. До последнего не будет ясно, что же получится в конце, поэтому можно поэкспериментировать.
• Если хочется чего-то необычного, мелками на листе можно изобразить космическую радугу. К слову, если рисовать кругами, воск с мелков будет ложиться ровнее, мелки не покрошатся.
• После того как цветной фон полностью готов, выполняется заполнение чёрного слоя. В классическом варианте это тушь, но в детских работах берётся гуашь. Да и в домашних условиях найти гуашь проще, чем тушь. А чтобы гуашь не стекала с воска, в неё надо добавить буквально каплю жидкого мыла, перемешать.
• Разбавленная гуашь мягкой кисточкой наносится на рисунок. Кисть перед работой лучше смочить, промокнуть салфеткой, слегка влажной. Лучше, если это будет кисть из синтетики, плоская. Она ровнее наносит краску. Итак, лист нужно закрасить полностью, возможно, потребуется несколько слоёв. Цветной фон не должен угадываться ни на миллиметр.
• Затем даем листу время на высыхание. Иногда именно его используют для проработки идей.
• Далее берётся деревянная зубочистка или иной процарапыватель и можно приступать к рисованию. В данном случае- это будут это будут жители других планет, трафареты вырезные, которые прикладываются к заготовке шара и начинается процарапывание в разном направлении.
• Останется только детализация: оценить композицию (уравновешена ли она, нет ли пустот, при необходимости что-то дорисовать.
3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Подведем итог. Дорогие мои дети, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы попробовать еще рисование в этой технике? Продемонстрируйте свои работы. Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в масстере – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.
Подходящая тематика занятий в технике граттаж
Для рисования в технике граттаж можно предлагать детям самые разнообразные темы, но некоторые из них наиболее выигрышные:
1. Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». В первом случае цвет фона под тёмной краской лучше оставить белым (просто натереть лист бумаги восковой свечой). Снежинки получатся замечательными. При изображении же осени основу лучше сделать жёлтой либо сочетать фрагменты жёлтого и оранжевого цвета.
2. «Северное сияние».
3. Изображение всевозможных ярких, пё стрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу», «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр.
4. «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа).
5. Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок».
6. Натюрморт «Фрукты в вазе».
7. «Подводный мир».
8. «Космос».
9. Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».