Ольга Черняк
Мастер-класс для педагогов «Народные подвижные игры с веревкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: поделиться опытом проведения народных подвижных игр для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить кругозор знаний участников МО о разнообразии народных подвижных игр.
2. Познакомить с методикой проведения и внедрения народных подвижных игр с веревкой в образовательный процесс.
Я рада вас видеть сегодня, друзья!
-Прошу отвечать громко «Нет» или «Да»,
-Хочу я услышать ваш честный ответ,
- Деток вы любите? (Да)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
-Чтоб деткам своим во всем помогать
- Вы новое что-то хотите узнать (Да)
- Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
-Вам нужно в работе активными быть (Да)
-Тогда вас прошу мне во всем помогать,
-Приветствие кончилось, можно начать!
В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры :прятки, жмурки, салочки, игры про бабок Ёжек! Когда они возникли? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Тема моего мастер-класса «Народные подвижные игры с веревкой»
Введение
Приобщение ребёнка к истокам народной культуры начинается с детства.
Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда.
А народная подвижная игра, является уникальным феноменом общечеловеческой культуры.
Мы знаем, что в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в образовательном процессе сегодня большое внимание уделяется игре [1].
Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Приобщение детей к истокам народной культуры через народные подвижные игры, в наше время очень актуально. Обусловлено это тем, что народная подвижная игра – незаменимое традиционное средство педагогики. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, отношение к природе и окружающему миру, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе, чувство сопереживания.
Таким образом народные подвижные игры условно можно поделить на четыре раздела:
1. Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью. Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех.
2. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
3. Игры, отражающие «быт русского народа». Это народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.
4. Игры сверстников прошлых столетий
Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
Во время игры формируется у детей правильная самооценка своим действиям, укрепляются взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, преодолевать трудности.
Большое место народной подвижной игре отводил основатель российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт: «Подвижная игра является упражнением по средством которого, ребенок готовится к жизни».
Многие народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста.
Народные подвижные игры классифицируют :
по возрасту
для детей младшего, среднего, и старшего возраста
по содержанию
от самых простых, до сложных с правилами, и полуспортивных игр
по преобладающему виду движений
игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползаньем, катанием, бросанием и ловлей, метанием
по физическим качествам
игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости
по сюжету
сюжетные и бессюжетные
по способу организации играющих
командные и некомандные
по подвижности
малой, средней и большой подвижности
по сезону
летние и зимние
без предметов и предметами (мячи, палки, веревки.)
«Народные подвижные игры с веревкой»-практическая часть.
Загадка:
Скорчится с кошку,
Растянется – с дорожку. (веревка)
Веревка – достаточно простой и даже обыденный предмет. Но в наших руках она может превращаться в удивительно развивающее пособие.
Народные подвижные игры с веревкой могут быть как спортивные, так и просто подвижные, парные или коллективные. В зависимости от этого игры с веревкой могут развивать у детей: ловкость; мелкую моторику; скорость реакции; физические навыки; умение работать в команде; концентрацию внимания; чувство равновесия; глазомер; воображение; музыкальные способности и еще множество полезных навыков.
Игры с веревкой –это весело, очень полезно.
Это всем известная «Удочка»,» «Перетягивание каната», «Веревочка», «Колечко», «Плетень»-в нее играли Казаки, «Не попади в болото», «Кошкины забавы», «Лабиринты», «Веревочка под ногами», «Хищник в море»-Чувашская народная игра, «Перетягивание»-Осетинская народная игра, «В холсты» и др.
Я использую их в работе с детьми во время прогулок, физкультминутках, на занятиях физической культурой, а также в утреннем и вечернем круге.
Для того, чтобы организовать игру :
1. Учитываю возраст детей (в младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя, количество, условия проведения.
2. К игре приглашаю, используя яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки, народные песни, народную музыку,
3. Объясняю чётко её содержание и правила, рассказываю какой народности игра (разучиваем новые считалки, слова, которые нужно говорить в этой игре, готовим атрибуты).
4. Если игра хорошо детям знакома, то я предоставляю им самим вспомнить правила игры.
5. При объяснении игры применяю средства выразительности: мимику, жесты, интонацию, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
6. В старшем дошкольном возрасте для выбора водящего я использую считалки, жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить, кому длинная палочка, красная бумажка из мешочка …
7. В процессе игры слежу за взаимоотношениями детей, что бы они не нарушали правил и каждый ребенок мог проявить себя в игре.
8. Участвую в игре на правах партнёра
1.*«Перетягивание» -Осетинская народная игра (парная игра на ловкость, сноровку, внимание, сила воли,стремление победить)
Ход игры : через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром 1,5 - 2 м так, чтобы оно прошло под руками. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл.
Главное правило: начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!». Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю. Проигравшим считается игрок, заступивший за линию круга обеими ногами.
2. «Плетень»
Казаки всегда с размахом отмечали троицу. Девушки любили водить хоровод. (развитие координации движений, ловкости, партнерского взаимодействия, эмпатии, развитию речи, музыкального слуха.)
Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд-
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
3. Хищник в море (Сёткан кайак тинзсрз. Чувашская).
Ц. развитие ловкости, сноровки, умение работать в команде, чувство сопереживания, внимания.
В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута. –отношение к природе и быт людей.
Поиграем
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
Выходите, становитесь,
Да за верёвочку держитесь.
Игра первая, не очень нервная,
«Колечком» называется
Вот как она играется
«Колечко» -русская народная игра, в древней Руси молодежь играла во время гаданий.
Цель: развитие речи, памяти, развитие музыкального слуха слуха (если игра проводится под русскую народную музыку), формирование сдержанности, сноровки, бдительности, моментальной реакции, быстроты движений, умение работать в команде и даже актерских способностях. Важно не показать, что кольцо конкретно у тебя.
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху.
В середине круга стоит водящий.
Его выбирают любым способом, мы выберем с помощью считалки.
Шла кукушка
мимо сети,
а за нею малы дети,
кукушата просят пить,
выходи-
тебе водить!
Он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте. Играющие в это время быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке.
Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.
Правила игры
1. Кольцо можно передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.
2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» с закрытыми глазами.
3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.
Теперь вы понимаете, почему важно именно сшить шнурок, а не связать его. Ведь узел, каким бы маленьким ни был, будет мешать передвигать кольцо.
Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2-3 возящих.
Эту игру хорошо можно использовать в утреннем и вечернем круге, на занятии по математике (водящий поворачивается столько раз, сколько ему сказали).
Раз, два, три, пора-
Завершается игра!
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем мы играть опять!
Хочу познакомить вас с еще одной игрой –это саамская народная игра «Веревочка».
Рассказ и игра сопровождаются саамской народной музыкой.
Цель: Знакомство с народными подвижными играми народов Севера, его культурой, развитие речи, музыкального слуха, внимания, быстроты реакции, ловкости и точности движения.
На Крайнем Севере живут люди, влюбленные в свой край, самые замечательные, добрые, отзывчивые. А называют коренных жителей Севера - саамы. Живут саамы в саамских поселениях, занимаются оленеводством, охотой, рыбной ловлей, занимаются хозяйством, шьют одежду из оленьих шкур, изготавливают сувениры и, конечно же, играют в игры. Есть множество саамских игр. Играя игру «Веревочка», саамы брались за веревочку, связанную в кольцо. И она была украшена разноцветными суконными ленточками. Я решила использовать цвета, которые присутствуют в мяче для саамского футбола. Он украшен синим, красным и оранжевым цветом. Синий символизирует полярную ночь, а красный и оранжевый короткое, но светлое лето. От ярких ленточек, веревочка становится заметной и ее легко увидеть на снежном северном пейзаже. Для того, чтобы играть в «Веревочку» нам понадобится водящий. Выберем его по считалке.
Зайчик спрятался в лесу,
Испугался он лису.
Спрятал он своих зайчат
Ушки заячьи торчат
Кули, кули, куличок
Съел морошку – и молчок (отрывок из стихотворения «Детская считалка» саамской поэтессы Софии Якимович).
2. Проведение игры.
Игроки берутся за веревочку обеими руками, и растягивают ее так, чтобы получился круг. И двигаются по кругу приставным шагом. Водящий стоит внутри круга. В древности во время этой игры саамы просто пели свои народные песни. Мы будем использовать отрывок из стихотворения первой саамской поэтессы Октябрины Вороновой (из сборника стихов «Вольная птица» 1987 г.
Снег лежит сугробом пышным,
Легкий, мягкий, словно пыжик.
Солнце яркое с небес
Озаряет зимний лес.)
После слова «лес» водящий должен осалить руку любого участника игры. Сделать он это может, только пока их ладонь касается веревочки. Чтобы спастись от водящего, игроки могут отдергивать руку, или передвигать ее по веревке. Тот, кого осалят, становится водящим.
Раз, два, три, пора —
Вот и кончилась игра!
Есть русская народная игра «Веревочка»-старинная игра, обрядовая игра, в которую играли на свадьбах.
Рефлексия
«Доскажи словечко».-должны досказать слово.
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Игр нам разных показали.
И конечно (поиграли).
У ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, пожелайте, счастья и здоровья своим близким и родным, и всем людям, а также загадайте своё заветное желание и пусть оно у вас сбудется!
Всем добра и процветанья,
Счастья, мира, позитива,
Встречи теплые такие
Ждут пускай нас в перспективе.
(говорю слова и раздаю всем присутствующим мастер –класса по конфете).
До новых встреч!
Спасибо за внимание!
Источники
1. Детские народные подвижные игры : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А. Н. Кенеман, Т. И. Осокина – 2 –е изд., дораб. – М. : Просвещение; Владос, 1995
2. Князева. О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа, Учебно-методическое пособие – СПб:Детство-Пресс,2010
3. Литвинова. М. Ф. Русские народные подвижные игры. -М. :Айрис-пресс,2004 г.
4. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и
физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, №11. С. 64.
5. Лялина. Н. А. Народные игры в детском саду. -М. : ТЦ Сфера,2009
6. онлайн ресурсы.