Света Менщикова
Мастер-класс «Экспериментальная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Материал и оборудование: макет вулкана с насыпанной внутрь содой, уксус, пластмассовая палочка, колпачок с крышкой, монета, пластмассовые линейки, тарелочки, сахар, шерстяные тряпочки, молотый красный перец, стол, 4 стула, презентация мультимедийное оборудование, доска.
Публикация «Мастер-класс „Экспериментальная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Формы и методы работы: беседа, экспериментирование, наблюдения.
Практическая значимость.
Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, он найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.
Организационный момент.
Педагог. Мы хотим видеть своих воспитанников детьми любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающем мире, умеющие решать различные проблемы. В этом нам помогают занимательные опыты и эксперименты. И сегодня я хочу вам показать некоторые эксперименты похожие на волшебство.
Основная часть.
Педагог. На кого я похожа, скажите, пожалуйста. Совершено, верно, на волшебницу. И сегодня я хочу вам показать самые простые фокусы, с которыми может справится любой ребенок. Но если он будет обладать определенными представлениями и способами деятельности. Перед вами вулкан, и наш вулкан начнет свое извержение.
Вулкан пыхтит, вулкан гремит,
Как грозен он сейчас на миг.
Но вот он начал угасать,
Огонь в нем начал потухать.
(Во время чтения стихотворения выливается уксус в готовый макет вулкана с содой).
Педагог. Скажите, пожалуйста, коллеги для вас это волшебство? Волшебство, для вас? А вы как думаете? (Волшебство, научное). Мнения разделились. Скажите, пожалуйста, в чем секрет этого волшебства? Кто нам откроет секрет? (Ответ) Мы с вами учителя химии, но представление этого явления имеем. Это взаимодействие двух веществ соды и уксуса. А скажите мне, пожалуйста, а для детей тоже волшебство. (Ответы) Скажи, пожалуйста до какого момента это будет волшебство для детей ( Ответ: пока не поймут в чем секрет).Совершено верно. Пока ребенок не поймет причину возникновения этого явления, это будет волшебством. Но как только понимает суть этого явления. Перестает быть волшебным. Так уж устроен человек. Все что не понимает то, становится волшебством, но как только он обладает определенным представлением или способами деятельности все перестает быть волшебным. Ребенок начинает познавать окружающий мир начиная с предметов, которые его окружают и чем он больше познает тем вокруг кажется более сложным и запутанным и не понятным. И ребенку нужен друг, который бы помог во всем разобраться, помог понять и этим другом в детском саду может быть воспитатель. И тогда все, что казалось таким сложным, становится простым и ясным.
Педагог. Предмет и явление в окружающем мире, могут казаться не такими, каким есть на самом деле. Вот у меня в руках самая обычная палочка, сделанная она из пластмассы, но чтобы убедиться, что она из пластмассы не достаточно на нее просто посмотреть. Что нужно сделать? (Потрогать) Совершено, верно, потрогайте, пожалуйста, и скажите из чего она сделана. (Предлагает потрогать палочку) Как вы считаете, твердая, можно постучать, сделанная из пластмассы. Сейчас на ваших глазах эта палочка станет резиновой. Верите? Сейчас проверим. (Дует на палочку, и начинает ей резко и волнообразно поднимать вверх и вниз) Палочка вам кажется резиновой? Кажется, а в чем секрет этого волшебства? В способе деятельности. Наверно, если мы будем совершать одновременно покачивание и волнообразное движение, то палочка нам будет казаться резиновой. Если это движение я буду делать по отдельности, смотрите то палочка не будет казаться резиновой., но если вместе, палочка резиновая. Из этого можно сделать вывод: что в экспериментировании ребенок должен, не просто наблюдать, он должен практически действовать. Только в практическом действии можно понять истинное качество и свойство предмета и явления.
Педагог. Дети понимают, что ни кто, ни куда не исчезает. И сейчас я хочу вам показать на следующем фокусе. Вот у меня в руках колпачок, прозрачный и пустой, Все видят пустой и подставка. И сейчас здесь появится монета. Вы верите. Вы же видите волшебство
В руки палочку возьму,
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет
И монетку принесет
(Берет встряхивает колпачек и бьет палочкой, появляется монетка.)
Педагог. Обратите внимание, что видите на подставке. Оказывается всему можно найти объяснения, если установить причину следственной связи и тогда тайна становится явной. Где то что-то было, чтобы монетка появилась здесь. Обращаю вашего внимание, при сильном толчке монетка вылетает и оказывается внутри колпачка. Если толчок не такой сильный то монетка не вылетает, Вот причинно - следственные связи, Любого ребенка можно научить творить волшебство, любой ребенок может стать волшебником.
Педагог. Скажите,пожалуйста, а вы уважаемы взрослые мечтали стать волшебником. Тогда я приглашаю сюда 4 человека, которые в детстве мечтали стать волшебником, и сейчас мы с вами будем творить, маленькое чудо.
Опытная деятельность.
Педагог. Я очень хотела вас угостить чаем и обязательно с сахаром. Но вот не удача, я такая растяпа взяла в сахар просыпала перец. Что же мне сейчас делать? (Дать другой сахар) Нет, не возможно я не привезла с собой сахар. Сейчас что мы будем делать. Как я сказала, мы сегодня с вами будем делать маленькое чудо. С помощью не волшебной палочки, а с помощью самых обычных пластмассовых линеек. Выбирайте кому, какая нравится. Как с помощью пластмассовой линейки отделить перец. (Ответы). Нам может помочь статическое электричество. Все мы знаем, как оно возникает от соединения двух предметов, один предмет у вас есть. Но второе совершено случайно. А может быть по волшебству, оказался у меня здесь и это шерстяная ткань. Пожалуйста, возьмите. Что мы с вами будем делать? (Натирать) А потом что будем делать? (Подносить к перцу он может быть будет прилипать) Наэлектрелизовать линеечки нужно очень интенсивно. Очень хорошо, чтобы линеечка стала электрическая. (Подносят к перцу). Посмотрите, что находится на линеечке. (Перец) Получилось у вас отделить перец от сахара с помощью линейки. Получилось. Совершилось маленькое чудо.
Педагог. Посмотрите, на экране представлена модель. Модель отражает результат эксперимента. Давайте вместе сделаем вывод. Кто мне поможет по модели? Взяв линейку, натерли шерстяной тряпочкой. Какая линейка? На электрилизованая. На электрилизованая линейка притягивает перчинки. Вот и мы с вами совершили маленькое чудо.
Заключительная часть.
Вывод
Педагог. Скажите, пожалуйста, а вы испытали восторг, радость, удивление в тот момент когда увидели, что линейка действительно притянула перец. Испытали? Вот и у детей точно так же, но только эмоции и чувства,во много сильнее. Радость восторг, который испытывает в ходе эксперимента заставляет, больше узнавать, чаще экспериментировать и теперь они сами становятся волшебниками, А мне остается только направлять и поддержка желания самостоятельно исследовать, этот путь удивительный и увлекательный.
Уважаемые коллеги, если вас, за интересовал мой педагогический опыт, то я вам раздаю памятки, как правильно организовать опытническую исследовательскую деятельность. Спасибо за внимание!