Наталья Борисова
Мастер-класс на тему «Развитие связной речи детей посредством использования карт В. Я. Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с маленького четверостишия:
«И нельзя без сказки нам прожить друзья
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Публикация «Мастер-класс на тему „Развитие связной речи детей посредством использования карт В, Я, Проппа“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Практика и результаты педагогической диагностики детей средней группы, выявили недостаточный уровень речевого развития, в частности связной речи.
Формирование связной речи у дошкольников является важной и трудной задачей. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.
В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление, писал С. Л. Рубинштейн.
Творческие рассказы - условное название рассказов, которые дети придумывают сами (Е. И. Тихеева). Дети способны создать на основе накопления впечатлений сказку или реалистический рассказ. Придумывание рассказа доступно старшим детям, когда они приобрели умение связно излагать свои мысли, накопили некоторый жизненный опыт.
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Существуют различные варианты творческого рассказывания. Свою классификацию предлагает М. Н. Конина, Ф. А. Сохин:
1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Темы могут быть реалистическими и сказочными.
2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя.
Это требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществить самостоятельно.
3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем.
Эти рассказы дают еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает форму и содержание.
4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. По утверждению Сохина, самый сложный вид рассказывания. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами, мы используем и инновационные.
Карты Проппа относятся к инновационной развивающей технологии наглядного моделирования.
-Итак, что такое карты Проппа и как с ними нужно работать?
Известный филолог, фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением русских народных сказок.
-Кто знает, сколько карт Проппа существует?
-Всего карт Проппа - 28 карт, 20 из которых являются основными, главными. Эти карты разработал и составил ПРОПП Владимир Яковлевич - фольклорист, литературовед, филолог по образованию. На начальном этапе используются цветные, красочные карты, а затем заменяются на черно-белые со схематическим рисунком.
Целесообразность карт Проппа
1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Подготовительные игры
Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:
а) «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
б) «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
в) «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
г) «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т. д.). Придумывание новых предметов-помощников;
д) «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
е) «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т. д.);
ж) «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.
- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;
- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».
Одна карта - это определённое событие сказки. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки.
Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа должна быть разделена на несколько этапов:
На первом этапе (средний возраст) знакомим детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);
На втором этапе (средний возраст) играем в подготовительные игры:
«Любимый сказочный герой»
«Чудеса в решете»
«Кто на свете всех злее?»
«Заветные слова»
«Что в дороге пригодится?»
«Что общего?»
«Волшебные имена»
«Хороший – плохой»
«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)
На третьем этапе (старшая группа) знакомство с обозначениями карт Проппа (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала мы используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.
-Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса» я продемонстрирую Вам
работу с картами Проппа.
(Рассказывает и показывает символику на экране).
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку:
—Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку —сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко
—Дам тебе горошку.
Петя выглянул, а лиса его —цап-царап
—схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
—Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.
На четвёртом этапе (старшая группа) этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе (подготовительная группа). Можно сочинить сказку опираясь, на схематические изображения.
По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:
• найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
• самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
• выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
• найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание педагогам:
сейчас я Вам предлагаю сочинить свою сказку экспромтом, с помощью карт Проппа. Количество карт 9.
-Одна карта-это один ход, который будет переходить от подгруппы к подгруппе. Таким образом каждая подгруппа трижды примет участие в сочинении сказки. В итоге у нас получится коллективное творчество.
-Для передачи хода будет использоваться волшебный клубочек.
Содержание каждой карты Проппа будет представлено на проекторе.
Итак, начинаем!
О. С. Ушакова рекомендует сделать альбом творческих рассказов, дать ему интересное название. Это является хорошим толчком для развития детского творчества. В ДОУ городов Италии проводятся «Игры в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманные ими истории, затем - иллюстрируют свой рассказ рисунками.
Таким образом, творческое рассказывание оптимально приближает ребенка к тому уровню
монологической речи, который требуется ему для перехода к новой ведущей (учебной)
деятельности.
Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, любознательных воспитанников, отзывчивых и заинтересованных родителей вашим воспитанникам!