Приложение МААМ

Мастер-класс «Развитие интереса к изучению башкирского языка и истоков башкирской народной культуры посредством фольклора»

Миниярова Айсылу Фангизовна
Мастер-класс «Развитие интереса к изучению башкирского языка и истоков башкирской народной культуры посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса

«Развитие интереса к изучению башкирского языка

к истокам башкирской народной культуры через фольклор в ДОУ»

Публикация «Мастер-класс „Развитие интереса к изучению башкирского языка и истоков башкирской народной культуры посредством фольклора“» размещена в разделах

В настоящее время родители мало кто читает народные сказки своим детям, при общении пользуются поговорками, пословицами,поют своим детям колыбельные песни, играют мс ними в народные игры. им легче дать ребенку планшеты,телефоны, включить мультфильмы (зарубежные, зачастую в которых отсутствует нравственное и воспитательное содержание. Поэтому задача каждого педагога, заинтересовать детей и их родителей с башкирским фольклором, так как мы живем в Башкортостане.

В современном мире очень много инноваций и наши дошкольники не плохо их воспринимают. Но не стоит забывать про народный фольклор, который несет столько тепла, добра, любви к родному краю, дружелюбия сверстников, уважение к взрослым.

Так же в развлечениях, спортивных соревнованиях, в режимных моментах используем башкирские народные игры. Игра естественная ступень в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой, воспитательной силой.

Актуальность темы – одна из проблем сегодняшнего дня – стремление каждой национальности обращение к историческим корням, обретение прошлого в настоящее. Среди высочайших национальных ценностей – патриотизм, т. е уважение к предкам, любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения. Именно поэтому становится важным приобщение к фольклорным традициям, которые способствуют формированию у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей.

А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно 2 команды для выполнения заданий. (4-6человек)

Я изготовила игровое поле «Башкирский коврик» -вам надо будет его украсить орнаментами. Чтобы получитьорнаменты надо выполнить здания.

слайд1. Сказки воспитывают у детей чуткость, внимательность, отзывчивость, смелость.

1. Самый любимый жанр детей –сказки/акиат.

Я вам прочитаю отрывки из сказок, ваша задача отгадать загадку.

- 1 отрывок:

«И вот как-то в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь и лакомится медом. И своим пушистым хвостом пчел отгоняет.

- Ах, ты косолапый разбойник! Это ты, оказывается, ходишь тут, разоряешь, убиваешь и грабишь пчелок. Ну, погоди у меня, сейчас я тебе голову-то отсеку! -воскликнул человек и тоже полез на дерево. Добрался он до медведя и замахнулся топором. Но топор попал не по шее, а по хвосту и отсек его под самый корень. Медведь заорал от боли, рухнул с дерева и сломя голову убежал и исчез в темном лесу. С той самой поры медведи стали бесхвостыми.» ответ: «Медведь и пчелы»

- 2 отрывок:

- А птичке только того и надо было, вырвалась она из пасти хищника и упорхнула в небо.

- А теперь вот слышу,- говорит л…- Значит, говоришь, воробья?

- Слышать-то ты слышишь, а он улетел,- сокрушенно произнес … ответ: «Медведь и лиса»

«Лиса-сирота»

— Это масло, товарищи, хранить лучше всего на чердаке, — сказал петух. — Никто не должен его трогать! Никто! Зимой мы будем брать его помаленьку и жарить на нём картошечку.

— А хоть попробовать-то можно? — облизнулись волк с зайцем.

— Как зима придёт, тогда и попробуем! А до тех пор ни-ни! И не просите!

— Порядок нужен! — согласился медведь.

«Курай»

Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилег под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер.

Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на ноги и пошел в ту сторону. Шел он долго, сам не зная куда, наконец поднялся на вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно покачивалось на ветру и издавало приятный звук. Егет сорвал это растение, сделал длинную дудку, подул в нее и вновь услышал приятные звуки, которые шли из стебля растения

2слайд: Башкирские пословицы и поговорки /макалдар хам айтемдар) -это мудрость башкирского народа сосредоточенная в кратких, но метких высказываниях и мудрых выражениях.

- у вас на столе лежит конверт с пословицами, достаньте пожалуйста их. Ваша задача объяснить смысл этой пословицы, произнести громко/тихо, грустно/весело.

1. Айыу ан ур ан урман а барма ан/ Волков бояться, в лес не ходить.

2. А ас к рке – япра, м к рке – сепр к/Наряди пень в вешний день, и пень будет красавчик.

3. Атанан к рг н – у юн ан, с н н к рг н – тун беск н/У матери учатся шубы шить, у отца – лук точить.

4. Й ум а са бул ансы, й ду ы бул ын/Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3 слайд. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов. придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка.

еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Вот вам сундучок. Надо отгадать что же там внутри находится.

1. Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки —

К уголочку — уголок

Сложен красочный (Платок)

Нос детишкам вытирает

Этот ткани лоскуток.

Горе тем, кто забывает

Положить в карман (Платочек)

Может быть, как из металла,

Может с дерева, но мало.

Знает Света и Сережка,

Суп едим мы, только? (ложкой)

Аметисты и агаты

Внешне выглядят богато!

Что за красивыми словами

Мы чётко различаем с вами? (Камни)

-Какие народные игры с этими предметами вы знаете?/можно одну поиграть

4. слайд потешки- короткие стихотворные приговоры, которые сопровождали жизнь ребенка

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, мною в работе с детьми используется приём мнемотехники. Мы с вами сегодня попробуем тоже запомнить потешки на башкирском.

Айза,айза барабыз,

Капасте ла алабыз

Быйманы ла кей йек.

Т йм л р е кей йек.

5. слайд колыбельные песни.

я приготовила вам музыкальную загадку, послушайте его и отгадайте что звучит.

звучит колыбельная.

ответ: колыбельная песня.

спеть по куплету колыбельную, слова на бумаге.

6. слайд. Игры

Нам надо закончить башкирский коврик- добавить орнаменты.

их надо приклеить в определенном порядке.

1 ряд/ верхний - геометрический орнамент

2ряд- солярный знак, изображение солнца

3 ряд- цветок

4ряд - козий рог

полученный ковер можно использовать для закрепления орнаментов (Кармашки можно сделать и на разныедругие темы) и предложить игру твистер- на башкирский лад. Для этого есть рулетка-барабан. Можно поиграть как классический твистер. Но сегодня я предлагаю поиграть с «Волшебным кубиком»

Игра. объяснение игры

спасибо участникам за поддержку. свое выступление хочу закончить словами. Башкирское народное творчество имеет огромное познавательное и воспитательное значение, которое представляет собой большую художественную ценность. Образный и живой язык народных сказок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно и эстетично. Знакомит детей с историческим промыслом башкирского народа. Через фольклорные произведения ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка. Если вам понравился мастер класс поднимите большой пальчик вверх,если нет-большой пальчик вниз.

Слайд. спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись» Цель: Развитие речи и творческих способностей у детей через закрепление знаний о русских народных промыслах. Задачи: - Воспитывать у детей.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие интереса к изучению башкирского языка и истоков башкирской народной культуры посредством фольклора»
Опубликовано: 27 января 2023 в 13:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие интереса к изучению башкирского языка и истоков башкирской народной культуры посредством фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Миниярова Айсылу Фангизовна (УИ 1652921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД