Получи документы

Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Анна Наумова
Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта

Г. С. Альтшуллер.

Цель мастер-класса : практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы.

Ход мастер-класса.

Детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать

что – то новое, тренировать воображение. Задача ТРИЗ - научить их этому. Но делать это нужно постепенно, соблюдая правило трех «П» :

Просто, Последовательно, Постоянно.

Темочки:

Наша работа с детьми включает использование методов и приемов ТРИЗ для развития творческого потенциала. Здесь мы выделяем следующие этапы работы:

Первый этап – научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его по всюду.

Второй этап – учить детей фантазировать, изобретать.

Третий этап – решение сказочных задач, придумывание новых сказок.

Четвертый этап – ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.

Уважаемые коллеги!

А сейчас попробуем немного окунуться в технологию творчества – ТРИЗ.

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию игру под названием «Хорошо – плохо» ярко демонстрирующую первый этап работы – научить детей находить и разрешать противоречия.

Хорошо – плохо в соотношении количества и качества.

«Один – хорошо, много – плохо»

«Много – хорошо, один – плохо».

Ваша задача обосновать понятие с позиции «Один руководитель – хорошо, много – плохо».

Ответы участников.

А теперь наоборот обоснуйте понятие с позиции «Много руководителей – хорошо, один плохо».

Спасибо, Вы отлично справились с заданием.

Следующая игра «Теремок» по мотивам одноименной русской народной сказки.

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: карточки с изображением объектов : гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш.

Правила игры. Всем игрокам раздаются карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки :

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета, выявит общие признаки (цвет, форма, размер, материал изготовления, отдельные детали и т. д.) называет их. Если у него это получается, то он становиться хозяином теремка. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, и становится хозяином. К нему обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные участники могут помочь.

Игры второго этапа учат детей фантазировать, изобретать например :

Нетрадиционное рисование «Необычного животного».

Я хочу, чтобы у меня было домашнее животное. Но я не знаю какое.

Оно должно уметь охранять дом, как собака;

еще я хочу, чтобы умело быстро бегать, как лошадь;

но чтобы я не упала, у него должно быть два горба как у верблюда;

и рога, как у оленя, чтобы можно было держаться…

А еще хорошо, чтобы у него был красивый хвост, как у павлина и оно умело летать…

Коллективное рисование участников мастер- класса. По окончанию рисования животному придумывают фантастическое название.

Какое удивительное животное у вас получилось!

Далее с помощью игры Круги Луллия составляется рассказ по плану:

1. Чем питается?

2. Что любит делать?

3. Где живет?

Мы подошли с вами к третьему этапу, на котором дети учатся решать сказочные задачи, придумывать новые сказки и загадки.

Начнем с решения сказочных проблем. Я предлагаю решить вам задачу в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Просила Алё нушка братца: «Не пей водицы, козленочком станешь». Не послушался Иванушка» Задача звучит так: как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал». Ответы участников мастер- класса : поесть ягоды, поискать ручеек, сделать след своей ногой и из него напиться. В ответе ярко выражена изобретательность – трансформировать чужой след в свой.

Сочинение загадки.

Последовательность сочинения:

– Ответить, на что похожа расческа (3–4 названия).

Например, на пилу, на забор, на траву.

– Ответить, чем расческа отличается от этих объектов.

Например, от пилы – тем, что расческа не пилит; от забора – тем, что на нее нельзя

залезать; от травы – тем, что не растет.

– Составить загадку, используя слова-связки «как», «но не».

Например : «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет.

Что это такое?» (расческа).

Педагогам предлагается 2 кубика, на гранях которого – изображения каких – либо предметов. Педагоги бросают кубик, (команды). Какой предмет выпадает на картинке, придумать загадку про этот предмет, (по аналогии)

И наконец, четвертый, заключительный этап - нахождение выхода из сложных ситуаций. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельность, например :

«Ира потеряла на прогулке варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?»

Но мы с вами будем решать взрослые проблемы.

Крупная фирма построила в городе Тайване и в городе Таиланде фабрики – филиалы производства обуви. Основное место сбыта - крупные европейские магазины. И столкнулась с проблемой: рабочие фабрик – филиалов воруют обувь. Что бы вы делали на месте управляющих этими филиалами?

Решение: Стали производить правые ботинки в городе Тайване, а левые в городе Таиланд, а соединять их в пары уже за границей.

Уважаемые коллеги, мы проработали основные этапы ТРИЗ – технологии, которые можно использовать в работе с детьми.

После этого мастер класса, изменилось ли ваше восприятие?

А ведь мы всего лишь чуть – чуть поработали над развитием ваших творческих способностей. Результат – уход от шаблонного мышления к творческому.

Мы вносим в сознание ребенка зерно противоречий. Из зерна прорастают ростки фантазии и воображения. Любая интеллектуальная творческая деятельность рано или поздно приносит свои плоды – ребенок становиться творческой, личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.

Вот в чем суть технологии ТРИЗ. И вы сегодня наглядно убедились в ее эффективности.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возрастаИспользование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в музей Гигиены". Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему "Разноцветные фонарики". Цель: Учить детей запоминать цвета.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 16:35
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Наумова (УИ 177773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД