Папки-передвижки

Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Анна Наумова
Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта

Г. С. Альтшуллер.

Цель мастер-класса : практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы.

Ход мастер-класса.

Детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать

что – то новое, тренировать воображение. Задача ТРИЗ - научить их этому. Но делать это нужно постепенно, соблюдая правило трех «П» :

Просто, Последовательно, Постоянно.

Публикация «Мастер-класс „Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Наша работа с детьми включает использование методов и приемов ТРИЗ для развития творческого потенциала. Здесь мы выделяем следующие этапы работы:

Первый этап – научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его по всюду.

Второй этап – учить детей фантазировать, изобретать.

Третий этап – решение сказочных задач, придумывание новых сказок.

Четвертый этап – ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.

Уважаемые коллеги!

А сейчас попробуем немного окунуться в технологию творчества – ТРИЗ.

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию игру под названием «Хорошо – плохо» ярко демонстрирующую первый этап работы – научить детей находить и разрешать противоречия.

Хорошо – плохо в соотношении количества и качества.

«Один – хорошо, много – плохо»

«Много – хорошо, один – плохо».

Ваша задача обосновать понятие с позиции «Один руководитель – хорошо, много – плохо».

Ответы участников.

А теперь наоборот обоснуйте понятие с позиции «Много руководителей – хорошо, один плохо».

Спасибо, Вы отлично справились с заданием.

Следующая игра «Теремок» по мотивам одноименной русской народной сказки.

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: карточки с изображением объектов : гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш.

Правила игры. Всем игрокам раздаются карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки :

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета, выявит общие признаки (цвет, форма, размер, материал изготовления, отдельные детали и т. д.) называет их. Если у него это получается, то он становиться хозяином теремка. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, и становится хозяином. К нему обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные участники могут помочь.

Игры второго этапа учат детей фантазировать, изобретать например :

Нетрадиционное рисование «Необычного животного».

Я хочу, чтобы у меня было домашнее животное. Но я не знаю какое.

Оно должно уметь охранять дом, как собака;

еще я хочу, чтобы умело быстро бегать, как лошадь;

но чтобы я не упала, у него должно быть два горба как у верблюда;

и рога, как у оленя, чтобы можно было держаться…

А еще хорошо, чтобы у него был красивый хвост, как у павлина и оно умело летать…

Коллективное рисование участников мастер- класса. По окончанию рисования животному придумывают фантастическое название.

Какое удивительное животное у вас получилось!

Далее с помощью игры Круги Луллия составляется рассказ по плану:

1. Чем питается?

2. Что любит делать?

3. Где живет?

Мы подошли с вами к третьему этапу, на котором дети учатся решать сказочные задачи, придумывать новые сказки и загадки.

Начнем с решения сказочных проблем. Я предлагаю решить вам задачу в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Просила Алё нушка братца: «Не пей водицы, козленочком станешь». Не послушался Иванушка» Задача звучит так: как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал». Ответы участников мастер- класса : поесть ягоды, поискать ручеек, сделать след своей ногой и из него напиться. В ответе ярко выражена изобретательность – трансформировать чужой след в свой.

Сочинение загадки.

Последовательность сочинения:

– Ответить, на что похожа расческа (3–4 названия).

Например, на пилу, на забор, на траву.

– Ответить, чем расческа отличается от этих объектов.

Например, от пилы – тем, что расческа не пилит; от забора – тем, что на нее нельзя

залезать; от травы – тем, что не растет.

– Составить загадку, используя слова-связки «как», «но не».

Например : «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет.

Что это такое?» (расческа).

Педагогам предлагается 2 кубика, на гранях которого – изображения каких – либо предметов. Педагоги бросают кубик, (команды). Какой предмет выпадает на картинке, придумать загадку про этот предмет, (по аналогии)

И наконец, четвертый, заключительный этап - нахождение выхода из сложных ситуаций. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельность, например :

«Ира потеряла на прогулке варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?»

Но мы с вами будем решать взрослые проблемы.

Крупная фирма построила в городе Тайване и в городе Таиланде фабрики – филиалы производства обуви. Основное место сбыта - крупные европейские магазины. И столкнулась с проблемой: рабочие фабрик – филиалов воруют обувь. Что бы вы делали на месте управляющих этими филиалами?

Решение: Стали производить правые ботинки в городе Тайване, а левые в городе Таиланд, а соединять их в пары уже за границей.

Уважаемые коллеги, мы проработали основные этапы ТРИЗ – технологии, которые можно использовать в работе с детьми.

После этого мастер класса, изменилось ли ваше восприятие?

А ведь мы всего лишь чуть – чуть поработали над развитием ваших творческих способностей. Результат – уход от шаблонного мышления к творческому.

Мы вносим в сознание ребенка зерно противоречий. Из зерна прорастают ростки фантазии и воображения. Любая интеллектуальная творческая деятельность рано или поздно приносит свои плоды – ребенок становиться творческой, личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.

Вот в чем суть технологии ТРИЗ. И вы сегодня наглядно убедились в ее эффективности.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возрастаИспользование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в музей Гигиены". Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему "Разноцветные фонарики". Цель: Учить детей запоминать цвета.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 16:35
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Наумова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД