Анна Наумова
Мастер-класс «Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта
Г. С. Альтшуллер.
Цель мастер-класса : практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы.
Ход мастер-класса.
Детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать
что – то новое, тренировать воображение. Задача ТРИЗ - научить их этому. Но делать это нужно постепенно, соблюдая правило трех «П» :
Просто, Последовательно, Постоянно.
Публикация «Мастер-класс „Применение ТРИЗ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Наша работа с детьми включает использование методов и приемов ТРИЗ для развития творческого потенциала. Здесь мы выделяем следующие этапы работы:
Первый этап – научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его по всюду.
Второй этап – учить детей фантазировать, изобретать.
Третий этап – решение сказочных задач, придумывание новых сказок.
Четвертый этап – ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.
Уважаемые коллеги!
А сейчас попробуем немного окунуться в технологию творчества – ТРИЗ.
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию игру под названием «Хорошо – плохо» ярко демонстрирующую первый этап работы – научить детей находить и разрешать противоречия.
Хорошо – плохо в соотношении количества и качества.
«Один – хорошо, много – плохо»
«Много – хорошо, один – плохо».
Ваша задача обосновать понятие с позиции «Один руководитель – хорошо, много – плохо».
Ответы участников.
А теперь наоборот обоснуйте понятие с позиции «Много руководителей – хорошо, один плохо».
Спасибо, Вы отлично справились с заданием.
Следующая игра «Теремок» по мотивам одноименной русской народной сказки.
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: карточки с изображением объектов : гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш.
Правила игры. Всем игрокам раздаются карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки :
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Пришедший сравнивает оба предмета, выявит общие признаки (цвет, форма, размер, материал изготовления, отдельные детали и т. д.) называет их. Если у него это получается, то он становиться хозяином теремка. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, и становится хозяином. К нему обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные участники могут помочь.
Игры второго этапа учат детей фантазировать, изобретать например :
Нетрадиционное рисование «Необычного животного».
Я хочу, чтобы у меня было домашнее животное. Но я не знаю какое.
Оно должно уметь охранять дом, как собака;
еще я хочу, чтобы умело быстро бегать, как лошадь;
но чтобы я не упала, у него должно быть два горба как у верблюда;
и рога, как у оленя, чтобы можно было держаться…
А еще хорошо, чтобы у него был красивый хвост, как у павлина и оно умело летать…
Коллективное рисование участников мастер- класса. По окончанию рисования животному придумывают фантастическое название.
Какое удивительное животное у вас получилось!
Далее с помощью игры Круги Луллия составляется рассказ по плану:
1. Чем питается?
2. Что любит делать?
3. Где живет?
Мы подошли с вами к третьему этапу, на котором дети учатся решать сказочные задачи, придумывать новые сказки и загадки.
Начнем с решения сказочных проблем. Я предлагаю решить вам задачу в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Просила Алё нушка братца: «Не пей водицы, козленочком станешь». Не послушался Иванушка» Задача звучит так: как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал». Ответы участников мастер- класса : поесть ягоды, поискать ручеек, сделать след своей ногой и из него напиться. В ответе ярко выражена изобретательность – трансформировать чужой след в свой.
Сочинение загадки.
Последовательность сочинения:
– Ответить, на что похожа расческа (3–4 названия).
Например, на пилу, на забор, на траву.
– Ответить, чем расческа отличается от этих объектов.
Например, от пилы – тем, что расческа не пилит; от забора – тем, что на нее нельзя
залезать; от травы – тем, что не растет.
– Составить загадку, используя слова-связки «как», «но не».
Например : «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет.
Что это такое?» (расческа).
Педагогам предлагается 2 кубика, на гранях которого – изображения каких – либо предметов. Педагоги бросают кубик, (команды). Какой предмет выпадает на картинке, придумать загадку про этот предмет, (по аналогии)
И наконец, четвертый, заключительный этап - нахождение выхода из сложных ситуаций. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельность, например :
«Ира потеряла на прогулке варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?»
Но мы с вами будем решать взрослые проблемы.
Крупная фирма построила в городе Тайване и в городе Таиланде фабрики – филиалы производства обуви. Основное место сбыта - крупные европейские магазины. И столкнулась с проблемой: рабочие фабрик – филиалов воруют обувь. Что бы вы делали на месте управляющих этими филиалами?
Решение: Стали производить правые ботинки в городе Тайване, а левые в городе Таиланд, а соединять их в пары уже за границей.
Уважаемые коллеги, мы проработали основные этапы ТРИЗ – технологии, которые можно использовать в работе с детьми.
После этого мастер класса, изменилось ли ваше восприятие?
А ведь мы всего лишь чуть – чуть поработали над развитием ваших творческих способностей. Результат – уход от шаблонного мышления к творческому.
Мы вносим в сознание ребенка зерно противоречий. Из зерна прорастают ростки фантазии и воображения. Любая интеллектуальная творческая деятельность рано или поздно приносит свои плоды – ребенок становиться творческой, личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
Вот в чем суть технологии ТРИЗ. И вы сегодня наглядно убедились в ее эффективности.