Ирина Буянова
Мастер-класс на тему «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер класса :
• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;
Публикация «Мастер-класс на тему „Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• обучение участников мастер - класса технике «пластилинография»;
• развитие интереса к нетрадиционным способам рисования, способствовать широкому применению их в детском саду.
Ожидаемый результат:
• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.
Материалы и оборудование для педагогов: проектор, изображение, нанесенное на плотный картон, наборы пластилина, салфетки для рук, доски для лепки, стеки.
Структура мастер-класса :
1. Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме «Пластилинография - увлекательное и полезное занятие для детей»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.
3. Итог мастер-класса
Ход мастер-класса :
1. Теоретическая часть: Слайд 2-3
Уважаемые коллеги, начать наш мастер класс хочется со слов известного педагога, В. А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой.
Слайд 4 ,5
Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по удивительной стране Пластилинография.
Думаю, коллеги, вы все знаете, что «Пластилинография»- это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).
Итак, основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.
Слайд 6
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки".
В нашей группе мы используем на занятиях лепкой самые простейшие способы- это размазывание и раскатывание. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными.
Слайд 7
Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг. Дождик, цветы на траве, падающий снег, осенние листья.
Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина.
Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
Примазывание - придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок
Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.
Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, "Снег идет", "Бабочки на лугу", "Корзинка с грибами", "Натюрморт из фруктов".
Слайд 8,9,10
Сегодня я хочу вас познакомить с видами пластилинографии :
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, хорошо присоединив детали.
Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.
Слайд 11
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
Слайд 12
Фактурная пластилинография- изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.
Слайд 13
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. изображение можно заполняется жгутиками соответствующего цвета. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма — множество.
Слайд 14
Мозаичная пластилинография - любимая детьми техника. Изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Слайд 15,16
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки, лепешечки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками.
Слайд 17
Модульная пластилинография. В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Слайд 18,19
Работа с родителями по теме «Пластилинография» :
- консультации по данной теме
- выставка детских работ на стенде
- творческие занятия с использованием пластилина дома.
2. Практическая часть.
Я предлагаю сегодня нам самим окунуться в этот удивительный мир творчества, мир безграничных возможностей для самореализации. Давайте, используя разные варианты техники пластилинографии, создадим каждый свою картинку. Так как мы начинающие пластилинографы и время на творчество очень мало, берем самые простые изображения.
Для выполнения работы нам понадобится:
Пластилин, стеки, доска для лепки, трафареты, салфетки.
Показать приемы. Объяснить способы работы. Выполнение работы под музыкальное сопровождение.
Особенности выполнения работы:
1. Скатать из пластилина колбаски и тонкие жгутики или скатать шарики.
2. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
3. Можно заполнить жгутиками, шариками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Во время работы полезные советы:
• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
• предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон;
• устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
• Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.
• Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
3. Заключение.
В технике пластилинографии можно создать : цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Спасибо за внимание!