Инга Дорофеева
Мастер-класс «Использование развивающей игры Б. П. Никитина «Сложи узор» в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающей игры Б. П. Никитина «Сложи узор» в работе с детьми дошкольного возраста.
Материал: игры Б. П. Никитина «Сложи узор».
Ход мастер-класса :
1. Вводное слово.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я предлагаю, нашу сегодняшнюю встречу провести под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».
Хотите сегодня побыть детьми и поиграть?
Публикация «Мастер-класс „Использование развивающей игры Б, П, Никитина „Сложи узор“ в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Орнамент и узоры
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Уважаемые коллеги, как вы думаете, какая самая первая, универсальная и распространенная игрушка у ребенка-дошкольника?
Варианты ответов….
Конечно, начало начал — детские кубики. Уже с рождения малыш наблюдает разноцветные кубики на прикроватной карусельке. Чуть подрастая, он начинает изучать мир, трогая и пробуя их на пока еще не появившийся зуб. Вплоть до школы кубики остаются одной из самой интересной игрушкой для детей.
И сегодня я хочу познакомить вас, и предложить поиграть с «чудо-кубиками» - развивающей игрой Бориса Павловича Никитина «Сложи узор».
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр. К развивающим играм Никитиных относятся игры : «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат» и другие.
Основная часть
«Сложи Узор» – одна из самых популярных игр Никитиных, которую очень любят дети и даже взрослые. И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, фигуры цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш!
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
Осваивать данную развивающую технологию можно начинать с детьми раннего возраста: находить грань нужного цвета и строить различные дорожки.
Желтые кубики – это песок,
Белые кубики – это снежок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик – растут этажи:
Учатся строить дома малыши.
К развивающим кубикам созданы иллюстрированные альбомы с заданиями. Малыши узор выкладывают на рисунок-задание. Например: Помоги елочке вырасти такой же высокой, как первая; Чья башня выше? Помоги зебре построить башню выше, чем у жирафа и т. д.
Подрастая дети учатся составлять узоры гладя на карточку – картинку сначала из 4 кубиков, потом из 9 и из 16. Применение этих кубиков безгранично.
Практическая часть
Уважаемые коллеги предлагаю вам поиграть в кубики. У вас на столах коробочки с кубиками. Достаньте из коробки 4 кубика, не переворачивая коробочку. Не просто, правда? А детям еще сложнее, вот так уже с первых минут знакомства с игрой детям приходится проявлять смекалку, находчивость.
Задание №1.
1. Построить квадрат, у которого правая половина синяя, левая – желтая.
2. Построить квадрат, у которого все углы разного цвета.
Из четырех кубиков узоры вы составляете быстро и правильно, а теперь попробуем составить узор из 9 кубиков.
Задание № 2.
1. Построить большой квадрат белого цвета: 3 кубика в длину, 3 – в ширину.
2. Правый верхний угол – красный, левый нижний – синий, правый нижний – желтый.
Задание № 3.
1. Построить дорожку из 9 кубиков: первый кубик – синий, второй – желтый, третий – красный, четвертый – синий, пятый – желтый. Продолжите узор. Ну что получилось? Молодцы!
Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть в кубики.
Я буду загадывать вам загадки, ответ говорим хором и показываем грань нужного цвета. Запомнили правила игры? Слушайте загадки внимательно.
1. У светофора глаз — один,
Остановит сто машин.
Ехать на него опасно.
Цвет у глаза очень
Ответ Красный
2. Что зимой летит к нам с тучи –
Белый, легкий и могучий?
Ответ Снег.
3. Им часто море называют.
Кто цвет возьмёт и отгадает?
Ответ детей: синий цвет
Правильно, море синего цвета.
4. Молодцы, вот ещё загадка
У вас ответ найдётся,
- Цвет, какой имеет солнце?
Ответ жёлтый цвет
Правильно, покажите на кубике жёлтое солнце
5. Солнце светит и сверкает
Воду в море согревает?
Я вижу, что моя загадка вызвала у нас затруднение, одной гранью кубика можно показать сразу два цвета.
Уважаемые коллеги, а сейчас мы с вами отправляемся в сказку Г. Х. Андерсена " Гадкий утенок",я буду рассказывать сказку, а вы её будете иллюстрировать. Собирать из больших кубиков картинки по сказке.
Однажды на птичьем дворе у мамы утки родился непохожий на всех-утенок. Вот такой (картинка Гусь – 6 куб). Его сразу все невзлюбили. Его обзывали, щипали, клевали и он решил от них уйти жить на озеро. Его путь был очень долог. Дорога шла через лес, где росло много елок. Вот таких (картинка Елка – 6). И вот лес закончился, и утенок оказался на берегу озера, на котором росли цветы Вот такие (картинка Цветок -9, А когда он решил посмотреть на свое отражение в воде, то там он увидел не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Вот такого (картинка Лебедь – 16). На этом озере он нашел себе верных друзей, таких же лебедей как и он сам, и жил долго и счастливо.
Спасибо, уважаемые коллеги. Я думаю, вам понравилось играть с кубиками.
Таким образом, играя с кубиками, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа.
Кубики «Сложи узор» способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, развитию графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".
3. Заключительное слово.
Развивающие игры Никитиных рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее усовершенствовать.
Рефлексия
В заключении нашей встречи предлагаю вам построить башни эмоций. Грани красного цвета – вам понравился данный мастер-класс и вы возьмете данную технологию в свою работу; грани синего цвета – вам понравилось, но вы бы еще хотели увидеть мастер-класс по данной теме; грань желтого цвета – вы не будете применять данную технологию в своей работе.
Я вижу, что мой мастер класс вам понравился. Желаю вам успехов в освоении данной технологии. Спасибо за внимание!