Козик Валентина Александровна
Мастер-класс «Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников через малые формы фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников через малые формы фольклора (пословицы).
Воспитатель: Козик Валентина Александровна.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на моем мастер классе.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
- Какие средства можно использовать в детском саду, чтобы развить социально-коммуникативные навыки детей?
В процессе образовательной деятельности с детьми я пришла к выводу, что большую роль в этом могут сыграть (малые формы фольклора).
– Что такое пословица? Пословица – это краткое мудрое изречение имеющая поучительный смысл (например; кто не работает, тот не ест; тише едишь дальше будешь и т. д.)
- Что же относится к малым формам фольклора? (поговорки, пословицы, потешки, сказки, скороговорки, загадки и т. д.)
С помощью пословиц можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение.
Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно.
- Как вы думаете, чему учат пословицы?
- Пословицы учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию, быть честным, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие.
В своей работе я использую следующие этапы ознакомления детей с пословицами:
* Знакомство с понятием, что такое пословица.
*Внимательно прочитать с детьми пословицу
* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.
*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.
*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести
* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.
Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, некоторые приёмы, которые использую в работе по ознакомлению и закреплению пословиц, и которые, может быть, будете и Вы использовать в своей работе.
А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице».
Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.
Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.
- Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)
- Нет друга ищи, а нашел береги («Гена и чебурашка»)
-Не делай добра - не получишь зла («Заюшкина избушка»)
-Злом отвечать на зло -плохо («Лиса и журавль»)
-Терпенье и труд - все перетрут («Репка»)
– На вкус и цвет товарища нет («Матроскин и шарик»)
Молодцы!
Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.
А сейчас игровое упражнение «Раскодируй пословицу»
Рассмотрите мнемотаблицу, нужно расшифровать пословицу, назвать ее и рассказать о ней. Давайте одну мнемотаблицу разберем вместе.
Молодцы!
Еще вашему вниманию представлю дидактическую игру:
«Пословица на планшете».
Интересно использовать математический планшет в работе по развитию речи. Я перенесла на схему пословицы.
Задачи:
Знакомство и закрепление пословиц.
Развитие мелкой моторики и графо-моторной функции.
Развитие познавательных функций.
Ход игры:
1. Детям читаю пословицу
2. Находят картинку к пословице
3. Находят схему к пословице
4. Выкладывают рисунок к пословице на планшете
5. Придумывают свой рисунок к пословице
(карточки с рисунками пословиц, карточки со схемами для составления рисунков)
Сейчас мы с вами изобразим пословицу по схеме на математическом планшете, работая в парах, один участник изображает начало пословицы, а второй заканчивает ее.
А теперь я каждой паре покажу картинку, на которой изображена пословица, попробуйте ее изобразить без схемы- подсказки на математическом планшете. А мы ее попытаемся отгадать, назвать и рассказать о пословице.
Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы. – И так, попробуем отгадать первую пословицу. («Куда иголочка, туда и ниточка», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»)
– Молодцы!
И в заключении, предлагаю вам уважаемые коллеги украсить шариками-смайликами нашу елочку настроения.
1-обозначает: «Если за день ничему не научился - зря прожил день» т. е. (Было интересно).
2- «Учась, узнаешь, как мало ты знаешь», т. е. (Я научился и буду использовать).
3- «Тяжела ты шапка Мономаха», т. е. (было трудно, вы сомневаетесь, затрудняетесь).
4- «Есть чем похвалиться, кто хорошо умеет трудиться», т. е. (за хорошую работу я скажу спасибо).
- Молодцы! «Была бы охота – заладится, всякая работа», «Где хотенье – там и уменье».
Спасибо за внимание.