Ирина Партикевич
Мастер-класс «Что такое логоритмика и зачем она нужна»
▼ Скачать + Заказать документы
(1.) ЧТО ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА
1. КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ТЕРМИНОМ
Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.
Публикация «Мастер-класс „Что такое логоритмика и зачем она нужна“» размещена в разделах
(2.) Для логопедов и дефектологов физические упражнения тесно связаны с музыкальным тактом и речью. Педагоги отмечают, что логоритмика для детей является хорошим способом развить их в речевом плане, а также помочь приобрести музыкальный слух, освоить танцевальные движения.
(3.) Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для малышей помогает преодолевать речевые барьеры.
(4.) 2. ЗАДАЧИ ЛОГОРИТМИКИ
В логоритмике выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.
(5.) К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.
(6.) 3. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии малышей. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры.
(7.) Малыш во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.
(8.) 4. КАКИМ ДЕТКАМ НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЛОГОРИТМИКИ
Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.
Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями.
(9.) Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.
Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР, при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.
Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.
(10.) 5. ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Упражнения по логоритмике включают в себя различные речевые движения в сопровождении музыки, которые помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников, учат малышей ориентироваться в пространстве, укрепляют дыхательную и сердечно сосудистую систему, тренируют диафрагмальное дыхание и продолжительность вдоха и выдоха, развивают силу и выразительность голоса.
(11.) В логоритмику входят множество речевых заданий, к ним относятся:
5.1. ЗАГАДКИ
Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.
5.2. СТИХИ
С помощью стихов можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.
5.3. КОРОТКИЕ СЮЖЕТЫ
Проигрывая маленькие сюжеты (сказки, дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.
5.4. ГРУППА НАГЛЯДНЫХ ПРИЕМОВ
Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.
5.5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.
5.6. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ
Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры, которые помогут настроиться на работу.
5.7. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАДАНИЯ
Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.
(12.) 6. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные правила для проведения логоритмических занятий – (13.) это определенный план, последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях.
(14.) 7. ЧТО ДАЮТ ТАКИЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЯМ
Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова.
(15.) Логоритмика формирует и развивает:
• слуховое внимание;
• музыкальный, тембровый, динамический слух;
• движения в пространстве;
• мелкую, общую моторику, мимику;
• кинестические ощущения;
• навык правильного употребления звуков в разных формах;
• согласование типа музыки ее с движениями, понимание ритма.
Цель и задачи логоритмики объединяют в себя работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития.
Положительное влияние логоритмики позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, двигательными навыками, понимать задание, проявлять себя творчески.
(16.) Спасибо за внимание.