ирина сташкова
Мастер-класс «Музыкальная логоритмика как форма организации дополнительного образования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель «МОУ Центр развития ребёнка №3 Краснооктябрьского района Волгограда» Сташкова Ирина Александровна
Форма проведения : педагогическая мастерская.
Участники: музыкальный руководитель, педагоги.
Цель: знакомство участников мастер-класса с опытом использования логоритмики, как формы организации дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Музыкальная логоритмика как форма организации дополнительного образования в ДОУ“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2021
- знакомство участников мастер-класса с опытом использования логоритмики в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста;
- создание условий для профессионального общения и стимулирования творческого потенциала педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
- повышение профессионального мастерства педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций в процессе формирования навыков организации дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста с использованием логоритмики.
Ожидаемые результаты:
- практическое освоение участниками мастер-класса опыта использования логоритмики в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, накопление педагогического опыта использования логоритмики в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста;
- рост мотивации участников мастер-класса к введению логоритмики в дополнительное образование.
Предварительная работа:
Подбор музыкальных логоритмических игр и упражнений;
Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для педагогов.
Атрибуты: колючие мячики (суджок, клавесы, картинки, ноутбук, муз. центр.
Актуальность.
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Предлагаю вам опыт работы, способствующий оказать помощь детям с незначительными нарушениями речи, в рамках организации дополнительного образования.
Особое место для профилактики нарушений речи занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
На занятиях по логоритмике, я использую песни, сопровождаемые жестами, упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые, пальчиковые, коммуникативные и музыкальные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, на развитие чувства ритма или внимания, ритмические игры. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей младшего дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Ход мастер-класса :
Уважаемые педагоги!
Дошкольники - это особый народ. Занятия с ними должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, с использованием музыкального сопровождения. Понимая это, в своей работе я стараюсь использовать такие методы работы, которые будут понятны детям.
Сегодня мы с вами познакомимся с организацией занятия по логоритмике, с музыкальными логоритмическими играми и упражнениями, которые Вы сможете самостоятельно использовать в дополнительном образовании для профилактики нарушений речи детей младшего дошкольного возраста. Эти игры сблизят вас в общении, у детей при этом повышается учебная мотивация, интерес к занятиям, появляется ощущение самостоятельного управления деятельностью и положительные эмоции. Предлагаю вам окунуться в мир логоритмики.
Практическая часть:
Как правило, занятие я начинаю с коммуникативных игр и упражнений, на координацию речи с движением. И сейчас одно из таких упражнений я вам покажу.
Проведём оздоровительный массаж с валеологической песенкой-распевкой «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской). Давайте с Вами поздороваемся.
Доброе утро!
Улыбнись скорее
И сегодня весь день
Будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Мы потрём ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки тоже мы потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будем все здоровы! Разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу.
Качают головой,
Хлопают.
Выполняют движения по тексту.
Наклоны головы к правому и
левому плечу поочередно.
Движения по тексту.
Разводят руки в стороны.
Я вижу, что после этих тёплых, искренних слов ваши лица стали более радостными, добрыми, светлыми, открытыми. Вот, оказывается, что может сделать слово!
Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. Ослабленное дыхание не даёт возможности ребёнку правильно строить предложения, проговаривать фразы и даже петь.
Я использую упражнение на дыхание «Вертушка», где обязательно обращаю внимание на правильный короткий вдох и продолжительный выдох на вертушку.
Провожу упражнение на дыхание.
Дышать мы свами научились, пора сделать зарядку для язычка. В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре.
(Показ общих артикуляционных упражнений, целью которых является развитие подвижности челюсти, губ, языка)
«Улыбка».
Мы хотим сейчас признаться,
Все мы любим улыбаться.
Растягиваем губки,
За ними прячем зубки.
«Блинчик».
Блинчик вкусный и румяный
Испечёт на завтрак мама.
Раньше встанем мы с Серёжей,
Маме печь блины поможем.
«Накажи непослушный язычок»
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, Вправо так.
Ходят часики – вот так!
«Качели»
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
«Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
«Лошадка»
Мама лошадь бьёт копытом,
Смотрит в сторону сердито:
Жеребёнок непоседа
Баловался за обедом.
«Пароход»
Вот Денискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы»
1. Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
2. Язык должен в течении всего упражнения оставаться широким и не дёргаться.
3. Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу, затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя»
4. Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
5. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
6. Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
7.«Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен только язык)
8. Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
А теперь мы отправимся с вами на прогулку.
Слышите, чьи-то шаги? (Стучу палочками)
Это ножки шагают.
В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает пульс, шаг, бег, ход часов. На своих занятиях я использую игры с деревянными палочками (клавесами) - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Провожу ритмическую игру с палочками-клавесами «НОЖКИ» И. Галянт
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали!
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали!
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали!
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали!
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали!
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали!
И опять всё начинали!- ритмичные удары палочками по полу
ритмичные удары в темпе бега
удары свободными концом палочки об пол
удары палочкой крест на крест
удары лежащих палочек друг о друга
поглаживание руками лежащих палочек
ритмичные удары по полу
А как вы думаете кого можно встретить, гуляя по лесу? (ответы)
Посмотрите какой весёлый ёжик прибежал на нас поглядеть. Ему очень хочется, чтобы мы спели ему песенку.
Песня-игра «Жил в лесу колючий ёжик» И. Зарецкой.
1. Жил в лесу колючий ежик, да-да-да,
Был клубочком и без ножек, да-да-да.
Не умел он хлопать — хлоп, хлоп, хлоп,
Не умел он топать — топ, топ, топ.
не умел он прыгать – прыг, прыг, прыг,
Только носом шмыгал –фух, фух,фух.
2. В лес зайчата приходили, да-да-да,
И ежа всему учили — да-да-да.
Научили хлопать — хлоп, хлоп, хлоп,
Научили топать — топ, топ, топ.
Научили прыгать – прыг, прыг, прыг,
А он их… носом шмыгать – фух, фух,фух.
Язычок потренировали, пора и пальчикам поработать. Ни одно логоритмическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики. Существует такая фраза: «Ум на кончиках пальцев». Я предлагаю упражнение с массажными мячиками для развития мелкой моторики. Массажный мячик предназначен для микромассажа. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.
Предлагаю поиграть в игру «Ёжик непоседа», с использованием колючих массажных мячиков (суджок).
Ежик- непоседа на месте не сидит,
Ежик- непоседа ладошку веселит!
Веселиться любит ежик,
Сколько сделал он дорожек!
Ладошка, ладошка, помни ежика немножко,
Если будет он кататься,
Тебе захочется смеяться! выполняем круговые движения мячом между ладошками
прокатываем мяч в ладонях вперед-назад
помять правой рукой
помять левой рукой
сжимаем мяч в ладонях
Посмотрите, а у нас ещё гость. Лисичка тоже хочет с нами поиграть и спеть снами песенку – чистоговорку.
Са-са-са Это хитрая лиса.
Су-су-су И живёт она в лесу.
Сы-сы-сы Много дела у лисы.
Со-со-со Она крутит колесо.
А чтобы зимой у лисички не мерзли лапки, свяжем ей рукавицы.
Вяжет бабушка лисица
Всем лисятам рукавицы
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли
Для лисички Оли.
А маленькие рукавички
Для Наташеньки- лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда.
Показать ладошки,
поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных
потереть ладонями друг о друга
Сел медведь на бревнышко,
Посмотрел на солнышко,
Покачался, потянулся,
Вправо, влево повернулся
И сказал: "Хоть я медведь,
Но хочу красиво петь!"
«Песенка Плюшевого Медвежонка» В. Кривцов, К. Ибряев.
Хорошая у нас с вами прогулка получилась? Вот в такой игровой форме вы можете вместе с детьми закреплять навыки правильного дыхания, выработку правильного артикуляционного уклада, развитие мелкой и общей моторики, что благотворно влияет на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.