Ольга Чуркина
Мастер-класс «Музыка — модель человеческих эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства на основе синтеза искусств.
1 часть – презентация педагогического опыта мастера.
Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.
Педагог-мастер :
Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что дети дошкольного возраста должны воспитывается на высокохудожественных классических образцах искусства. Степень воздействия классической, академической музыки на чувства детей оказывает сильное влияние. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания ребенка, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на его эмоциональное состояние. Родители как мы знаем, тоже не всегда имеет возможность и время, а зачастую и не хотят слушать дома классическую музыку и посетить театр вместе со своим ребенком.
Публикация «Мастер-класс „Музыка — модель человеческих эмоций“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
(в зал) Я сразу хочу спросить: кто дома регулярно слушает классическую музыку? (ответы)
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.
Детство является периодом наиболее благоприятным, Упущение этого периода невосполнимо. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
Проблему эмоционального развития детей можно решить, организовав встречу с искусством. Я хочу сегодня вас в этом убедить.
Вашему вниманию предлагается несколько эффективных приемов развития эмоционального восприятия у детей в музыкальной деятельности с помощью зрительных, двигательных и слуховых анализаторов, для того чтобы перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.
2 часть – имитационная игра.
Цель – продемонстрировать наиболее эффективные способы обучения детей.
Прием интересного внесения произведений искусства «Музыкальная загадка».
На экране скрыта картина Леонардо да Винчи «Мадонна Витта». Мастер предлагает педагогам угадать при помощи музыки, о чем эта картина.
1,20 сек. звучит мелодия –Каччини Ave Maria. Задает вопросы в зал: О чем эта музыка? Подсказала ли музыка сюжет картины? (ответы – спокойствие, молитва, умиротворение, нежность)
(картина открывается на экране). Предлагает посмотреть внимательно на картину под звучание музыки.
1,20 сек. звучит мелодия – Каччини Ave Maria (продолжение муз. фрагмента)
2) Прием, развивающий музыкально-образное представление у детей «Музыка предмета». (приглашаются 3 человека из зала, организуется работа за столами).
Мастер раздает участникам отрывки известных литературных произведений. Задача в том, чтобы подобрать каждому произведению соответствующий музыкальный аккомпанемент. Для этого им выдается список композиций музыкальных произведений. Участникам надо среди них выбрать тот, который, по их мнению, наиболее соответствует заданному литературному произведению. Мастер оценивает, насколько удачен аккомпанемент. Оценки даются в ходе проведения той части задания, которая заключается в прочтении отрывка литературного произведения под выбранную мелодию. (приложение)
Мастер : С детьми можно изобразить эти объекты с помощью пластической импровизации: пусть дети представят себя этим персонажем. Предложить им подвигаться под музыку так, как им захочется; представить себя на коне и поскакать, как всадник, так, как хочется. Изобразить качающиеся деревья, плавающих лебедей и т. д. Здесь также необходимо использовать музыкальный фрагмент, ярко отражающий характер изображенного предмета. Прием позволяет развивать с помощью слуховых и двигательных анализаторов муз. слух и танцевальное творчество детей.
В зал, пока работают участники: Можно построить работу с детьми, предложив им различные вариативные формы, например:
ледяные скульптуры и подобрав к фигурам музыку, и затем двигательной импровизацией оживить их;
картины изобразительно искусства
различная мимика лица и т. д.
3 часть – пантомимическое моделирование.
Цель – организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения детей.
Мастер вызывает 3-х участников.
Звучит музыка.
После слушания музыки мастер предлагает участникам представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Но передавать информацию и общаться, возможно, не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Например, можно «разговаривать» и «петь» руками. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями — лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой — осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений. Я предлагаю нашим участникам по-разному обыграть этот музыкальный материал :
с помощью мимики лица
с помощью движений рук
с помощью движений всего корпуса
Музыка звучит еще раз. Участники передают с помощью жестов музыкальное произведение.
Комментарий: На начальном этапе работы с детьми, воспитатель может сам предложить свою модель передачи музыкального характера через пантомиму. Когда дети освоятся в этих этюдах, они будут действовать уже раскрепощено и свободно. Интеграция музыки и пантомимы позволяет глубже и эмоциональнее воспринять произведения искусства. Музыка развивает образно-ассоциативное мышление детей, творческое воображение.
4 часть – рефлексия.
Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
На столах имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут, (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Искрились волны лагуны.
Где-то в дали голубой
Плакали нежные струны, -
Пел гондольер молодой;
Пел он про месяц и море,
Про голубую волну,
Пел про блаженство и горе.
Пел про любовь и весну. (К. Романов «Помнишь порою ночною» 1882 «Красное село»)
Снег сверкает на полях.
Мчится тройка по дороге
В белых шапках тополя,
В белой шубе дуб высокий.
Мчится тройка, пар клубит
От гнедых коней горячих.
Снег летит из-под копыт.
На ветру возница плачет. (Г. Розенталь, «Русская тройка»)
Список муз. произведений:
Рахманинов «Баркаролла»
Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о Царе Салтане»
П. Чайковский «Ноябрь