Алёна Кнакнина
Мастер-класс для педагогов ДОО «Математика в движении»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных, физических способностей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Математика в движении“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Развитие современного общества предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. По мнению многих специалистов, основным недостатком является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии детей.
Как и многие известные педагоги, я считаю, что в двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые знания.
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для малышей. Поэтому осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что ребенку интереснее все познавать практическим путем.
Предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения. Целесообразно использовать геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток, игры на закрепление счета прямого и обратного, количественного и порядкового, задач - смекалок и т. д.
Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание. Кроме того, увеличивается темп и содержательность всего занятия в целом.
В процессе их проведения дети не устают, так как часто меняют виды движений и место выполнения. В ходе формирования элементарных математических представлений разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Совместная деятельность организована так, что дети, в основном, не сидят за столами, а находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира.
Именно поэтому, деятельность по формированию элементарных математических представлений включать ряд подвижно- дидактических игр и упражнений, которые предполагают решение программных задач в подвижной форме, и которые будут способствовать разностороннему развитию дошкольников.
Задачи:
• Закреплять навыки порядкового счета.
• Закреплять умения перестраиваться из колонны по одному в колонну по два и обратно с опорой на карты-схемы в соответствии с их цифровым значением; выполнять различные виды ходьбы и бега.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на смену движений по звуковому сигналу.
• Закреплять знание цифр и умение соотносить их с количеством выполняемых движений.
• Вырабатывать у детей стремление выполнять упражнения качественно и красиво.
• Развивать двигательную память, внимание, сосредоточенность и внимание при переходе от снаряда к снаряду и уметь самостоятельно выполнять упражнения на них с опорой на задания-схемы.
• Формировать чувство времени.
• Закреплять умение детей правильно группироваться при подлезании правым и левым боком;
• Развивать умение детей сооружать конструкции с опорой на образец в условиях эстафеты.
• Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции, коллективное взаимодействие.
• Закреплять умение находить и называть пространственное расположение геометрических фигур.
• Способствовать развитию и укреплению мышц глаз, предупреждению нарушения зрения у детей.
Предлагаю Вам новые витамины «РМОВИТ». Витамины получит каждый, но они не простые. (Участникам раздают витамины)
В каждой витаминке есть номерок и сейчас я попрошу выйти участников с номером….
1. Вам предлагается разновидность игры
Витаминам под номером 2 предлагаем поиграть ….
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только в перед -
С математикой вместе!
Для этого мне нужна ваша помощь, уважаемые коллеги. Я попрошу вас выйти сюда
Проведём разминку, используя математические понятия : порядковый счет, цифры:
По порядку рассчитайсь. В обратном порядке рассчитайсь!
Направо, налево, налево, направо. В обход по залу шагом - марш! На месте стой - раз, два! Внимание, 5 шагов вперед, еще 2 шага вперед. Внимание вопрос, сколько всего шагов вперед было выполнено? (ответ детей 7).
Внимание, 4 шага назад, внимание вопрос, сколько шагов назад осталось выполнить, чтобы вернуться в исходное положение? Ответ детей 3.
Молодцы! Шагом – марш! 9 шагов на носках, 6 шагов на пятках, 4 шага с высоким подниманием колена.
Внимание, приготовились к перестроению в две колонны.
В две колонны, шагом – марш! Колонны сомкнись! Кругом! Равняйсь! Смирно!
Можно использовать задания:
1. - Положите лыжника в верхний левый угол
- Положите велосипедиста в нижний правый угол
- Положите в центр гимнастку
- Положите в верхний правый угол хоккеиста
- Положите в нижний левый угол футболиста
2. Какая фигура расположена в верхнем правом углу? Какая фигура находится в левом нижнем углу? Какая фигура и какого цвета и т. д.
3. Передача мяча от груди, называя дни недели. (элементы волейбола)
4. Передача мяча от пола называя цифры от 10 до 1. (элементы баскетбола)
5.
• Сколько ёлочек зелёный,
• Столько выполни наклонов. (3)
• Сколько здесь у нас кружков,
• Столько сделаем прыжков. (6)
• Сколько палочек до точки,
• Столько встанем на носочки. (5)
• Сколько точек будет в круге,
• Столько раз поднимем руки. (4)
6. «Сложи фигуру» и изобразить с помощью обручей и гимнастических палок фигуры.
7. Игра «Найди место в колонне».
В рюкзаках лежат карточки с изображением цифр от 1 до 10. Чтобы построиться в колонну по одному, каждому члену команды надо взять карточку из своего рюкзака и, в соответствии с написанной цифрой, занять своё место в колонне. Первым — водящим — будет тот, у кого на карточке изображена цифра 1, вторым — тот игрок, у которого на карточке будет цифра 2, и т. д.
В. Все готовы? Тогда в дорогу!
Постройся в соответствии дням неделям (карточки с номерами).
8. Использование пальчиковой гимнастики:
В понедельник я купался,
А во вторник- рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг- футбол играл,
В пятницу- я прыгал, бегал, очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье- целый день я отдыхал.
Игра «Попади в цель в тире». Цель: закрепить знание цифр, развивать внимание зрительную ориентировку, быстроту реакции, умение действовать по сигналу воспитателя.
Для познания величины предмета и сравнения конкретных величин «Паутинка». Цель: закрепить знание понятий, обозначающих величину: высокий и низкий, развивать внимание, ловкость, быстроту
Игра «Солнышко и лучики». Цель: развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, закрепить понятие «круг» и «луч».
Игра «по кочкам через болото». Цель: развивать внимание,быстроту реакции, умение действовать по сигналу воспитателя, самостоятельность, закрепить знание плоскостных геометрических форм.
Игра «Медуза соберись». Цель: сформировать знания о цветах и оттенках, развивать быстроту реакции, умение действовать по сигналу воспитателя, оценивая правильность своих действий.
Игра «Где чей домик?». Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.
9. Различные виды классиков. Упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:
*Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз; *Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
*Посчитать количество прыжков до кубика;
*Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
Дыхательная гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем то же
Руки шире разведем
Полной грудью мы вдохнем
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Дыхательное упражнение
Жили были на планете цифры дружные, очень нудные:
1 и 2 всегда вдыхали,
3– 4 выдыхали,
5 – дыханье затаил,
6 - кричал
7- говорил «У – РА»
Гимнастика для глаз.
Цифры бегали, играли,
Упражненья выполняли:
1 и 2 глаза закрыли,
3– 4 их открыли
У пятерки глаз мигает
У шестерки глаз моргает
Семь восьмерке подмигнул
Улыбнулся и шепнул:
«Вы. ребята - высший класс!
Зарядку сделали для глаз»
Эстафеты:
Цифры.
1.
Случай странный!
Случай редкий!
Цифры в ссоре!
Вот беда!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна!
Цифры нужно помирить
По порядку разложить
Цифру ты переверни
От большей к меньшей разложи
Напротив каждой команды в обруче лежат цифры от 0 до 10 «вразнобой», цель разложить цифры по увеличению.
10. Подвижные игры
«1 2 3 –к ёлочке беги!»
«Третий лишний»
«1-2-стоит ракета»
11. Физминутки «2 хлопка перед собой»
12. Электронные физминутки для глаз
13. Напольные игры бродилки и т. п.
14. Музыкальные игры «Вперёд 4 шага» и др.
Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, так же способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, предоставляет возможность для повышения двигательной активности.
Спасибо всем за внимание, за помощь. Я желаю вам дальнейших профессиональных успехов и достижений.