Елена Чувичкина
Мастер-класс «Логоритмика как средство коррекционной работы при нарушениях речевой, двигательной и коммуникативной сферы«
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер-класса: «Логоритмика как средство коррекционной работы при нарушениях речевой, двигательной, коммуникативной сферы и с проблемами психического развития детей дошкольного возраста».
Участники: музыкальные руководители и педагоги-психологи ДОУ.
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ по использованию логоритмики как средства коррекционной работы.
Задачи:
1. Рассказать о значимости применения логоритмики в работе с детьми.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
2. Познакомить с методами и приёмами использования логоритмических упражнений и игр.
3. Создать условия для обретения педагогов своего собственного стиля в работе с детьми.
Актуальность.
В последние годы отмечается увеличение количества детейс нарушениями как коммуникативной, речевой, двигательной сферы,но и в том числе детей имеющихпроблемы психического развития. Логоритмика – это здоровьесберегающая технология, которая входит в состав комплекса реабилитационных методик, направленных на коррекцию нарушений у детей дошкольного возраста. Её можно охарактеризовать как систему комплексного воздействия на ребёнка, основанную на взаимодействие музыки, речи и движения. Подобный интегративный принцип, основанный на триединстве музыки, речи и движений, позволяет исправлять речевые нарушения за счёт развития двигательной сферы, а двигательные нарушения корректировать путём включения в двигательные процессы речевого контроля. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Также логоритмические упражнения и игры вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакциии активно снижают излишнее напряжение. В занятия логоритмикой входят: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дыхательная и пальчиковая гимнастика, самомассаж, психотерапия, музыкотерапия, ритмодекламация, работа с детскими музыкальными инструментами и др.
Уважаемые педагоги, я хочу представить вашему вниманию игры и упражнения с музыкой, речью и движениями, которые могут лечь в основу логоритмических занятий и оказать помощь в решении задач в рамках коррекционного или профилактического воздействия на дошкольников по методике С. А. Коротаевой.
Практическая часть
Попрыгушки (упражнения на координацию движений)
Выполнять движения не хаотично, а организованно, в одном направлении справа налево, детей научить сложно. Начинать необходимо с малого. Работу по упорядочиванию и организации движений правой руки в пространстве целесообразнее всего начинать без использования каких-либо атрибутов.
Необходимо рассадить детей на пол на колени, чтобы образовался полукруг (лицом к педагогу).
Раз - правой рукой коснуться пола справа.
Два - правой рукой коснуться правого колена.
Три - правой рукой коснуться левого колена.
Четыре - правой рукой коснуться пола слева.
Мы кузнечика учили! - повторить комбинацию на каждую последующую строчку.
Справа прыг, влево скок.
Прыгай, милый малышок.
При каждом повторении можно учить двигаться нового воображаемого персонажа используя следующий текст:
Раз, два, три, четыре- повторить комбинацию на каждую последующую строчку.
Мошку-блошку мы учили
Справа прыг, влево скок.
Прыгай, милый малышок!
Раз, два, три, четыре - взять в руку игрушку и повторить комбинацию на каждую последующую строчку.
Мы игрушки научили
Справа прыг, влево скок.
Скачет каждый малышок!
Следующий этап работы, это ритмичные прыжки вправо-влево, выполняются стоя.
Раз, два, три, четыре.
Мы зайчонка так учили:
…. бельчонка….
…. козлёнка….
Справа прыг, влево скок.
Прыгай, милый малышок!
Во всей этой работе рабочей рукой является только правая, именно ею выполняются все описанные действия. Также можно изменить направление движения на противоположное. Таким образом, рабочей рукой станет левая. Только в этом случае нужно не забыть слегка, подкорректировать текст.
Раз, два, три, четыре.
Мы игрушки научили
Слева прыг, вправо скок.
Скачет каждый малышок.
Ритмодекламация – чудесный вид речевой деятельности, способствующий развитию речевого дыхания, дикции, навыков интонационно-выразительной речи, слуховой памяти, а также нормализации темпоритма речи. Поэтический текст, лежащий в основе ритмодекламации, произносится на фоне звучания музыки. Его не следует учить с детьми заранее или отдельно от музыки. Гораздо бо льший эффект будет достигнут в том случае, когда дети запомнят его вместе с правильными интонациями педагога в процессе работы. Первоначальной работой является, это определение содержания поэтического текста стихотворения. Мы сейчас рассмотрим стихотворение В. Степанова в сочетании с музыкой А. Караманова которая создает образ неспешно падающего снега. С этим образом и нужно работать. Для начала предложим детям изобразить при помощи «мягких» ладошек «снежные шаги».
Звучит «Осторожный снег» А. Караманова
Осторожный снег (ритмодекламация)
сл. В. Степанова
Полночный снег, он не спешит,
Он медленно идёт.
Но, знает снег, что всё равно
Он где-то упадёт.
И чем он медленней шагал,
Чем осторожней был,
Тем мягче в темноту упал
И нас не разбудил.
На фоне ритмодекламации в исполнении педагога дети займутся развитием произвольности в регуляции мышечного тонуса посредством мягких, осторожных касаний поочередно каждой ладошкой частей собственного тела – рук, ног, груди, головы… Позже, достигнув успехов, можно разрешить «снежку» пошагать по спинкам своих друзей. Для осуществления этой затеи предложим детям, сидящим полукругом, повернуться сначала в одну, а при повторении и в другую сторону. Далее, поработав со средней моторикой, обратим внимание и на крупную. И на следующем этапе работы с данной моделью предложим детям пошагать «снежными» «неслышными» шагами, это может быть неторопливый крадущийся, осторожный шаг на полупальцах или на мягкой стопе. А педагог, в очередной раз декламируя текст, пусть сделает «ухо» (ладонь к уху) в надежде услышать чьи-либо шаги. В ходе таких игровых действий, сопровождающихся многократными повторами ритмодекламации в исполнении педагога, детям представится возможность запомнить текст без дополнительных усилий. Педагогу останется лишь побуждать своих воспитанников к совместному декламированию. Кто-то откликнется на этот призыв раньше, кто-то позже. Во многом это будет определяться степенью подготовленности каждого ребёнка. Эта ритмодекламация может быть включена в репертуарный план новогоднего праздника в качестве образца коллективного декламирования зимних стихов. Но при желании её можно трансформировать и в игру с использованием небольших легких полупрозрачных платков или шарфиков. Эти атрибуты помогут детям создать не только уже знакомый им образ осторожно шагающего снега.
Дополнительным игровым действием, завершающим ритмодекламацию, станет образование снежных сугробов. Для этого участникам необходимо будет сгруппироваться и присесть, прикрыв голову своим полупрозрачным атрибутом.
Ложечки-ложки (логоритмическая игра с использованием пластиковых ложек).
Сначала необходимо поближе познакомить детей с этим, казалось бы, привычным для них атрибутом. Как есть при помощи ложки дети знают, а как на них играть – догадываются не все.
Участников игры следует усадить полукругом и раздать по паре ложек – пластиковых, деревянных или металлических.
Звучат «Ложечки-ложки»
Ложечки – ложки - покрутить ложки перед собой (ложка в каждой руке).
Маленькие крошки
Вертолетом полетят - держа ложки вертикально перед собой, выполнять движения, имитирующие полет вертолета.
И накормят малышат - поднести ложки ко рту и сделать «ам».
И научат всех играть -выполнять скользящие удары ложкой по ложке.
В ложки весело стучать
Делай - дважды ударить ложкой по ложке.
Бам! - ударить ложками по полу.
Делай бом!
Делай бум!
Делай гром!
Для выполнения «грома», можно предложить детям подыскать для ложек более громкоголосые поверхности. С этой целью можно использовать детские стулья, перевернутые вверх дном коробки или детские ведёрки, барабаны, зажатые между ног мячи и прочие доступные атрибуты. Педагогу важно понимать, что главной задачей всего этого экспериментирования является вовсе не развитие тембрового слуха, а освоение детьми ритмического рисунка, многократно повторяющегося.
И, в дополнении, в качестве самомассажа и во время адаптационного периода можно также с успехом использовать ложки.
Звучит «Массажная ложка»
Итог:
В основе методики С. А. Коротаевой лежит игра, благодаря которой поддерживается интерес детей к предлагаемой деятельности и увеличивается период их активности и работоспособности. Если эта коррекционно-развивающая работа будет восприниматься детьми как игра, её успешный результат гарантирован.
Надеюсь, что мой мастер-класс принесёт пользу детям и окажет существенную помощь вам педагоги.