Елена Фролова
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «В гостях у волшебницы Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс литературно – музыкальная гостиная «В гостях у волшебницы Осени» (Осень в поэзии, музыке, живописи)
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов путем овладения ими приемов ознакомления детей с произведениями искусства на основе синтеза искусств.
Публикация «Сценарий литературно-музыкальной гостиной „В гостях у волшебницы Осени“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии музыкальных развлечений
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2019
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Восприятие картины, музыки, поэзии - это познание художественного образа. И так, как это воспринимает педагог, зависит, появится ли у детей интерес. Знания и умения педагога, его личностные качества влияют на развитие у воспитанников понимания искусства.
Сегодня мы с вами вспомним об основных методах воспитания художественных качеств детей, обновим искусствоведческие знания.
Уже стало традицией проводить в детском саду литературно – музыкальные гостиные и творческие вечера.
Предлагаю вашему вниманию одно из таких мероприятий под названием «В гостях у волшебницы Осени». Осень – самое выразительное время года! Осени поклоняются, как прекрасной даме поэты, художники, композиторы. Свое отношение к осени писатели, поэты выражают через слово, композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку, а художники выражают свое отношение к осени в своих прекрасных произведениях.
Проходит быстро месяц,
За днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
Ведущий. Осень – самое выразительное время года! Осени поклоняются, как прекрасной даме поэты, художники композиторы. Свое отношение к осени писатели, и поэты выражают через слово. А как выражают свое отношение к осени художники и композиторы?
Ответы: Композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку (с помощью звуков).
Художник в любой картине пытается с помощью красок выразить свои чувствам, вызванные открывающимся перед глазами видом, а иногда использует этот вид для передачи каких-то своих глубоких мыслей или эмоций. Пейзаж – жанр, наиболее подходящий для передачи чувств и настроения автора.
Ведущий. Существует две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем….,в которой преобладают теплые тона … и другая: невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. И к каждой осени у нас особая любовь.
Сегодня мы побываем с вами в гостях у золотой осени, насладимся ее красотой. Эта гордая волшебница согласилась поиграть с вами в «прятки». Она будет везде: в стихах, в прозе, музыке, живописи.
Музыкальный руководитель: мы приглашаем вас заглянуть в прекрасный мир осени и отгадать музыкальную загадку
Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского
Какой из знаменитых осенних пейзажей Вам представляется
На экране проектора репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Ведущий. «Золотая осень» - так назвал свою картину выдающийся художник – пейзажист прошлого столетия Исаак Ильич Левитан. Какое настроение создает эта картина?
Ответ: Эта картина создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими красками осенней природы, пробуждает любовь к родному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо, которое восхищает нас, заставляет присмотреться повнимательнее, приводит в восторг и вместе с тем навевает лирическое поэтическое настроение! Не случайно именно осень пробуждала стремление мечтать и творить в сердцах знаменитых русских поэтов и писателей разных эпох. Вот как красочно в своем стихотворении описывает осенние березы поэт Иван Ильич Бунин.
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)
Музыкальный руководитель: Рассказ о картине сопровождался произведением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песнь» хотя в музыке слышится легкая печаль, мелодия звучит нежно и светло.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Ведущий, А какие стихотворные строки вспоминаются Вам, глядя на эту березовую рощу?
ответы:
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих (Найденова)
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и синей тишине,
Расслышишь листика шуршанье. (И. Бунин)
… Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень : -Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета! (З. Федоровская…
Ведущий 1. хотите стать героями картины «Золотая осень»? Попробуем «оживить» этот пейзаж!
Покружитесь - покружитесь
И в картине окажитесь! (под музыку занимают места по ролям)
( Пространство перед картиной превращается в игровую площадку: пол застилается голубым шарфом, так, чтобы своими очертаниями он был похож на речку, изображенную Левитаном. Чтобы оживить пейзаж, нужно войти в картину в качестве персонажей. Кто-то будет «багряным кустиком», кто-то - одинокой березкой, две березки с почти облетевшей листвой, группа березок, стоящих рядом…. Остальные – зрители.)
Участник 1 Я «багряный кустик», выросший на берегу реки. Этот чудесный наряд подарила мне осень. Листочки у меня такие яркие, нарядные, что мне могут позавидовать многие деревья. Я смотрюсь в речку на свое отражение. Ах, какой я красивый!
Участник 2. Мы две подружки-березки, высокие, стройные. Наш белый ствол, будто праздничный сарафан. Нас обдувает ветерок, и срывает листочки, нам немного грустно, ведь рядом с нами березки пышные, золотистые.
Ведущий. Но скоро и до них доберется проказник – ветер, безжалостно сорвет с них наряд и унесет далеко, до реки…
Участники – березки в роще. А мы дружные девицы – красавицы, встали в хоровод и весело шелестим своими ярко-желтыми листочками. Нам очень нравится наше осеннее убранство. Скоро осень «заплачет» дождливыми слезами. Ну, а пока мы «купаемся» в солнечных лучах и каждый наш листик горит золотым огнем. Какие мы счастливые, что выросли в таком чудесном месте!
Участники Одинокая березка. Когда-то я стояла со своими подругами, но, поссорившись, убежала от шумных и бойких подруг. Так и осталась вдали от всех, только речка – моя верная подруга. С ней мне спокойно и радостно. Только она может рассказать о моей красоте и показать, как в зеркале, мой пышный, осенний костюм. Скоро придет зима, и речка заснет под толстым слоем льда. Вот тогда мне станет по - настоящему одиноко и грустно. А пока я наслаждаюсь последними солнечными деньками, чистым воздухом и окружающей меня природой!
Ведущий. Какая замечательная «картина» у нас получилась!
Спасибо багряному кустику, речке и березкам, которые поведали нам о своем настроении, чувствах, переживаниях…. Замечательная картина И. Левитана будто ожила перед нами!
Покружитесь, покружитесь
И в детском саду вы окажитесь!
Ведущий. Предлагаю порадовать волшебницу Осень и проявить словесное творчество в игре. Нарисуем осень, но не красками и карандашами, а красивыми словами. Чтобы написать такие строчки, нужно быть очень наблюдательным, чувствительным человеком с богатым воображением Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
«Осень пришла к нам, словно (фея, царица, принцесса, волшебница, хозяйка) И принесла с собой (дожди, сырость, ветры, осенние дары). Осенью листья на ветру кружатся, будто (карусель, бабочки, снежинки, вертолетики). Листья лежат на земле, словно (разноцветный ковер, покрывало, одеяло, пестрый плед). И вся земля становится похожа на (сказку, волшебное царство, разноцветный шар, цветную поляну)».
Музыкальный руководитель: музыка Шопен «Осенний вальс»
Какая по характеру музыка? (ответы).
Какое настроение она вам навеяла, (ответы).
Какую картину нарисовало ваше воображение. (ответы).
Послушайте, как пишет о листопаде писатель Константин Паустовский.
«Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот…».
Приглашаем наших участников закружиться в осеннем вальсе.
Ведущий
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поле туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
Приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. С. Пушкин)
Ведущий Я думаю, что волшебница Осень с удовольствием наблюдает за всем происходящим в этом зале. Поиграем в игру «Подари комплимент Осени» и проявить словесное творчество.
(Участники встают в круг и, под тихую музыку, бережно передавая друг другу осенний листочек, говорят слова - комплименты).
Участники: Красивая, живописная, необыкновенная, волшебная, разноцветная, переменчивая, золотая, унылая, дождливая, листопадная, лиловая, приятная, очаровательная, неотразимая, прекрасная, расписная, багряная, чудесная, дивная, пасмурная, зябкая, щедрая, пышная, неотразимая, непостоянная, загадочная, сказочная….
Ведущий. Сегодня вы услышали много красивых поэтических слов русских писателей и поэтов об осени. А русская душа созвучна осени : в ней и радость и грусть… Каждый увидел и полюбил свою - неповторимую осень, с быстро меняющимся настроением, насладился прекрасной музыкой, замечательными литературными и художественными произведениями.
Музыкальный руководитель: Мы приносим искреннюю благодарность всем, кто принимал участие в нашей литературно-музыкальной гостиной.