Олеся Лучкина
Мастер-класс «Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с традиционными и нетрадиционными способами лепки из соленого теста как одного из приемов развития творчества.
Задачи:
1. показать значимость работы с соленым тестом для развития мелкой моторики рук и художественного творчества у детей;
2. познакомить с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства - лепка из теста;
Публикация «Мастер-класс „Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей“» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
3. познакомить со способами лепки из соленого теста;
4. познакомить с видами опытно-исследовательской деятельности, которые можно проводить при работе с соленым тестом;
5. совершенствовать технические навыки и умения при работе с соленым тестом.
Виды деятельности:
продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, игровая.
Материалы и оборудование:
Декорация - импровизированная кухня:
весы напольные, метр, столы (2).
Повязки для глаз (2, ноутбук, экран, диапроектор, презентация «Тестопластика», чесночница, стеки (5, кисточки (5, фартуки (5, скатерти (2, основа в виде торта, свеча, поднос (3, весы (2, чашки, маркированные цифрами, графином, мерные стаканчики, аудиозаписи, вещества для исследования (мука, крахмал, манка, соль, готовое соленое тесто (трех цветов,
материалы необходимые для изготовления теста : соль, вода и мука.
Ход проведения:
I. Мотивация.
Слайд1
- Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на этой кухне!
(Во время приветствия мастер одевает фартук).
- Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки, печь хлеб, куличи, ватрушки. Сегодня мы научимся готовить тесто, но не простое тесто, а очень простое! Тесто, которое не прибавит ни одного грамма к вашему весу (Мастер становиться на весы, у вас не появится лишних сантиметров на талии (Мастер импровизирует измерение талии!
Слайд2
- Мы будем замешивать соленое тесто! Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином.
Слайд 3
- Это чудесный материал для работы: пластичный, мягкий, интересный. В работе с ним многих привлекает не только доступность и относительная дешевизна, но и безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества :
1. изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины;
2. соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную полимерную глину.
Слайд 4
- В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками.
Слайд5
-Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности.
Слайд 6
-Для детей изготовление поделок из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием. Работа с соленым тестом развивает мелкую моторику рук, которая напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, сближает всех участников творческого процесса.
Слайд 7, слайд 8
Готовые изделия дети могут использовать в играх, а также в качестве подарков.
II. Практическая часть.
1. Опытно исследовательская деятельность.
- Предлагаю вам стать моими помощниками. Наденьте фартуки.
(Участники надевают фартуки)
- Что необходимо нам для замешивания теста?
Слайд 9, слайд 10
- Одним из важных ингредиентов является мука. Давайте определим, в какой из чашек находится мука. Для этого мы разделимся на две команды. Гости в красных фартуках будут исследователями, а гости в синих фартуках будут ассистентами. Исследователи будут определять на ощупь, в какой из чашек находится мука. Ассистенты, будут предлагать исследователям чашки с различными сыпучими продуктами.
(На подносах чашки, маркированные цифрами, с мукой, крахмалом, манкой, участники на ощупь определяют, что в них находится).
- В этой чашке 1 стакан муки, примерно 200 г. Высыпаем ее в миску.
(Мастер высыпает муку в емкость).
- Отгадайте, какой же следующий ингредиент мы будем закладывать?
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Слайд 11
- Нам понадобятся для замешивания теста 200 г соли. Давайте ее взвесим. Для этого возьмем соль, насыплем ее на одну чашу весов, а на другую чашу поставим гирьку 200г.
(Участники взвешивают соль).
- Теперь пересыплем соль в пустой стакан.
(Участники пересыпают соль в стакан).
- Какой объем в стакане занимает соль? (Половина стакана). Муки мы использовали тоже 200 грамм, но по объему она занимала полный стакан. Как вы думаете почему? ( Ответы участников: соль тяжелее муки)
Слайд 12
- Высыпаем ее в миску
(Мастер высыпает соль в емкость).
- Соль с мукой необходимо хорошо перемешать.
(Мастер вызывает помощника для размешивания муки с солью с помощью ложки).
- Важным компонентом является вода.
Слайд 13
Нам необходимо 125 мл воды. Налейте воду в мерный стаканчик до отметки красного цвета, которая определяет объем 125 мл.
Слайд 14
(Участники наливают воду в стакан. Мастер выливает воду в миску с мукой и солью, вымешивает тесто)
- Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться твердым.
Слайд 15
- Если вам нужно цветное солёное тесто, то его можно окрасить либо на этапе вымешивания, используя пищевые красители или гуашь, что удобно при работе с маленькими детьми; либо раскрашивать уже готовое изделие после полного высыхания. Главное – не пробовать тесто на вкус.
Слайд 16, слайд 17
-Для того, чтобы украсить поделки из теста можно использовать нетрадиционные материалы: пресс для чеснока, ситечко, пуговицы, колпачки от фломастеров, зубочистки, расчески, бисер, и так далее.
Слайд 18
- Готовое тесто мы поставим в холодильник, чтоб оно отдохнуло. Примерно на 2 часа.
(Мастер убирает миску с тестом под салфетку)
А мы используем это время для разминки.
(Участники делают разминку под музыку. Подходят к другому столу, на котором под салфеткой находятся заранее приготовленные разноцветные колобки из теста.)
Слайд 19
2. Изготовление поделок из соленого теста.
- Тесто готово! Давайте с ним познакомимся. Возьмите тесто того цвета, который вам больше всего нравится. Помните его. Когда у человека стрессовые ситуации или плохое настроение рекомендуется заняться лепкой из теста. А уже в непосредственной работе с ним его необходимо периодически мять, чтобы оно было мягким. Предлагаю закатать рукава и приступить к работе. Перед Вами заготовка торта – основа нашей композиции.
(На столе макет торта разделенного на части) Давайте украсим его! Возьмите по одной части торта. А я научу лепить цветы, листья.
- Сделаем розу. Ее можно изготовить двумя способами:
1. Способ вытягивания. Возьмем кусочек теста красного или желтого цвета и раскатаем его в длинную колбаску, расплющиваем ее и скатываем в бутон.
(Показ мастера)
2. Лепка из частей. Разделите кусочек теста на несколько одинаковых кусочков, из них раскатайте шары, расплющите, соедините с помощью воды лепестки в бутон. (Показ мастера)
- Место крепления к основе необходимо смочить кистью с водой.
(Показ мастера)
- Чего не хватает? Теперь переходим к лепке листьев. Из небольшого кусочка теста скатайте шарик, придайте форму конуса, расплющите. С помощью стеки прорисуйте прожилки листа. Украсим ими поверхность макета, смочив кистью с водой место крепления.
- Я предлагаю вам сделать украшения для своей части торта. Алгоритм работы на карточках. Возьмите карточку и начните работу.
(Участники делают цветы и листья по схеме)
- Предлагаю соединить украшенные части торта в целое. У нас получился красивый торт!
III. Заключительная часть:
- Сегодня мы с вами только прикоснулись к волшебному миру тестопластики. Мне хочется, чтобы вы подружились с этим прекрасным материалом. Пусть лепка из теста вам принесет удовольствие, радость открытий.
- Мы работаем с детьми, дарим им любовь, заботу, нежность. Дети – это цветы жизни! Представьте, что эти цветы – наши дети.
(Мастер зажигает свечу, ставит в центр торта)
- А пламя этой свечи пусть дарит тепло цветам, как наши сердца дарят любовь и заботу детям.
- Надеюсь, вам понравилось на моей кухне! Удачи всем!