Наталья Жукова
Мастер-класс для педагогов «Лаборатория цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер класса «Лаборатория цвета»
Цель: дать участникам мастер-класса практические знания об опытно экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста и возможности применения ее на практике.
Задачи:
1 Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой и красками;
2 Распространить педагогический опыт;
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3 Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование;
4 Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
ХОД:
Дорогие коллеги! Добрый день! Сегодня вашему вниманию мы хотим предоставить мастер-класс.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи
– и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Народные мыслители гласят:
«лучше один раз попробовать, чем 100 раз услышать»
А ученые практики утверждают :
«что нужно испытать, нужно попробовать, нужно сделать что-то своими руками и тогда у детей все получится и они все поймут.»
Дети старшего дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим.
Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме.
А учитывая то, что в дошкольном возрасте дети не усидчивы, часто переключают своё внимание с одного вида деятельности на другой, то экспериментирование - это наиболее эффективный метод работы, так как детям объяснить то или иное явление намного проще не с помощью фактов из литературы или наших жизненных наблюдений, а именно посредством наглядного примера.
Сегодня вашему вниманию мы хотим предоставить несколько экспериментов, но для начала вспомним - что же такое эксперимент?
Эксперимент – метод исследования явления, который активно взаимодействует с объектом в определенных условиях. Эксперимент служит для подтверждения гипотезы и установления различных причинных связей.
А какие виды детской деятельности способствуют познавательному развитию?
Познавательному развитию способствуют следующие виды деятельности:
-коммуникативная
-игровая
-трудовая
-позновательно-исследовательская
-чтение
-восприятие художественной литературы
А какие средства помогают нам эту проблему решить?
1 наблюдение
2 экспериментиорование
3 тематитические беседы
4 чтение художественной литературы
А теперь предлагаем пройти в нашу мини-лабораторию и вместе с нами поэкспериментировать!
1 Наш первый опыт называется «Цветной дождик»
нам понадобится вода пена для бритья пластиковая карточка пипетка и краска
Берем воду и пену для бритья…. Вот такие у нас получились ОБЛАКА. А теперь набираем синюю краску пипеткой и опускаем на облака. Наблюдаем что у нас происходит!
капельки проходят через облака и опускаются. Получается ДОЖДИК!
При помощи этого опыта вы можете своим детям показать и рассказать как появляется дождь и как он просачивается сквозь облака и опускается на землю.
2 Второй опыт называется» РАДУГА». Так как радуга состоит из 7 цветов мы приготовили 7 стаканчиков, но налили воды не в каждый стаканчик а чередуя с пустыми
Красный цвет -Желтый цвет- Синий цвет- и красный
А так как в радуге 7 цветов как же нам получить эти 7 цветов то?
Для этого нам понадобятся салфетки это у нас получится путем смешивания двух цветов. Один конец салфетки мы опускаем в один стаканчик а второй конец салфетки в другой стаканчик….и так проделываем с остальными стаканчиками. Так как этот опыт долгий и требует времени мы пока забудем про него.
3 И приступим еще к одному опыту «Веселая радуга в тарелке»
Для этого нам понадобится:
1. Skittles конфетки
2. Тарелка
3. Вода теплая
Ход:
Раскладываем конфеты «Скитлс» на плоской тарелке по кругу.
Добавить осторожно воду в середину тарелки, пока вода не коснется всех конфет. Много воды не добавлять, иначе конфеты смогут «выйти» из круга.
Все! Теперь просто наблюдайте. В течение нескольких минут, перед Вашими глазами, появится красивая радуга
4 Опыт №4 Рисование на молоке Для опыта требуется
• Жирное молоко (не менее 6 %).
• Тарелка.
• Разведённая гуашь.
• Пипетка или кисточки.
• Деревянная зубочистка.
• Средство для мытья посуды.
• Лист бумаги для переноса рисунка
Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель гуаши. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители. Затем узор на молоке можно перенести на лист акварельной бумаги,положив сверху на молоко и сразу поднять.
Опыт №5 Картины воздушным шариком
Для работы потребуется:
1. воздушный шарики
2. гуашь
3. листок бумаги
Держа шарик за кончик, покрыть его поверхность на 2/3, используя, как один, так и несколько цветов краски
Поставить шарик на лист бумаги перпендикулярно, держа его за кончик.
Шарик слегка прижать к бумаге - вернуться в исходное положение. В дальнейшем прикладывать его в любом направлении, окрашенной стороной, вращая вокруг своей оси. При рисовании оттиски можно накладывать несколько раз друг на друга. В процессе рисования можно менять или добавлять цвет. Этим опытом можно объяснить детям, что рисовать можно не только кисточкой и карандашом или фломастером, но и использовать шарик в качестве инструмента. Оттиском шарика очень красиво можно нарисовать цветы.
А Сейчас перейдем к нашему опыту Радуга и посмотрим что у нас получилось…настоящая красочная радуга….
красный цвет перемешался с желтым = оранжевый
Синий с желтым получился =зеленый
Красный с синим получился =фиолетовый
И такой опыт мы можем показать детям и дать им попробовать сделать.
Заключение:
Созданные детьми продукты художественного творчества используются для оформления музыкального зала, организации выставок, участие в конкурсах, в подарок, оформление группы.
Наш мастер-класс хотелось бы закончить цитатой великого выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!