Горохова Ольга
Мастер-класс «Кора деревьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
1. Экскурсия в парк, прогулка по территории детского сада, рассматривание цвета коры у разных деревьев, обратить внимание на возраст дерева, его породу, величину;
2. Беседа о том, что производят из древесины, из коры деревьев, какую пользу приносит береза;
3. Разучивание физминутки "Дерево", стихов о березе, загадок.
Материал к занятию.
Публикация «Мастер-класс „Кора деревьев“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конструирование, поделки
- Кора деревьев. Изучаем кору
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2018
Кусочки коры деревьев (березы, тополя, сосны); веточки тополя, плакат с изображением дерева; выставка изделий, сделанных из дерева, из коры деревьев; березовый веник, почки, гриб чага, березовое полено, березовый сок, береста, бисер, заготовки для практической работы.
Программное содержание:
1. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним;
2. Уточнить и расширить представления детей о деревьях;
3. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву;
4. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева);
5. Закрепить названия профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными;
6. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев;
Воспитатель:- Здравствуйте, ребята. Сегодня на наше мероприятие пришло много гостей. Давайте улыбнемся и поздороваемся с ними. Звучит музыка. Вы слышите эти звуки? Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, давайте присядем на неё. Прислушайтесь к звукам. Что вы слышите? Ответы: пение птиц, шорохи трав. Попробуйте представить, как пахнет в лесу после дождя: запах влажной земли, запах сосен, который доносит ветер. Запомните свои ощущения и чувства, пусть они будут с вами на протяжении всего мероприятия. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мероприятие «Кора деревьев».
На данном этапе я ставлю следующие задачи:
1. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
2. Учить узнавать по внешнему виду дерево.
3. Закреплять знания детей о строении деревьев, о роли корня и листьев.
Воспитатель: Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас корзинку. Хотите узнать что в ней? Смотрите записка (воспитатель читает записку, в которой загадка).
«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший.
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево)
Дети: Дерево.
Воспитатель: Совершенно верно, это дерево (плакат с изображением дерева). Из каких частей состоит дерево?
Дети: Корень, ствол, ветки, листья.
Воспитатель: Как вы думаете, дерево живое или нет?
Дети: Живое.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что оно дышит, питается, растет и размножается.
Воспитатель: А чем дышит дерево?
Дети: Листьями.
Воспитатель: Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.
Воспитатель: А для чего дереву нужен корень?
Дети: У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, а у других – расположены неглубоко и разветвляются во все стороны. Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы растворенные в ней питательные вещества. Сок движется от корней по стволу к веткам и листьям.
Физминутка "Дерево".
Станем мы деревьями Сильными, большими. (Ноги расставить на ширине плеч, руки на поясе.) Ноги — это корни, Их расставим шире, (Поставить ноги пошире.) Чтоб держали дерево,
Падать не давали, (Сжатый кулак поставить над другим кулаком.)
Из глубин далёких
Воду доставали. (Наклониться, сложить ладони горстью, разогнуться.) Тело наше — ствол могучий, (Раскрытыми ладонями провести вдоль тела сверху вниз.) Он чуть-чуть качается (Покачивание из стороны в сторону.) И своей верхушкой острой (Изобразить ладонями крышу дома, направленную острым концом вверх.) В небо упирается. (Поднять соединённые руки вверху) Наши руки — это ветки, (Руки вверх, раскрыть ладони и пальцы направить на себя.) Крону вместе образуют. (Сомкнуть пальцы над головой.) В кроне им совсем не страшно (Покачать головой.) Когда ветры сильно дуют. (Покачать поднятыми руками.) Пальцы веточками будут, Листья закрывают их, Как придёт за летом осень — Разлетятся листья вмиг. (Пошевелить пальцами.)
Воспитатель: И сейчас я предлагаю вам отправиться в лесное царство – государство посмотреть, какие же деревья в нем растут. Вы готовы отправиться в путешествие вместе со мной.
На данном этапе я ставлю следующие задачи:
1. Закрепить правила поведения в лесу, названия деревьев.
2. Учить узнавать по внешнему виду дерево.
Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в лес, давайте повторим правила поведения в природе.
Дети: Не ломать ветки, не рубить деревья, не шуметь, не рвать охапки цветов, не разорять гнезда, не мусорить.
Под музыку дети, имитируя поход в лес, идут к экрану. На экране лес (дети стоят около экрана).(Слайд 1)
Воспитатель: Вот мы и пришли с вами в лес. Некоторым из вас по секрету я дала разучить загадку. Пришло время загадать их друг другу.
Игра "Назови дерево"
1. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (липа (Слайд 2)
2. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью красные
Кораллы одела. (рябина) (Слайд 3)
3. Что за дерево стоит
–Ветра нет, а лист дрожит? (осина) (Слайд 4)
4. Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличии от ёлки,
Опадают те иголки. (лиственница) (Слайд 5)
5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке –
Ветви – только на макушке. (сосна) (Слайд 6)
6. Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (Слайд 7)
7. Стоит Алена — платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (береза) (Слайд 8)
Воспитатель: А давайте посмотрим на экран и скажем, как называется лес, который вы видите?
(Березовая роща, ельник, сосновый бор, дубрава, смешанные леса) (Слайд 9, 10, 11, 12, 13).
Воспитатель предлагает занять свои места.
На следующем этапе я ставлю такие задачи:
1. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.
2. Учить определять по коре дерева его возраст : (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличии от коры старого дерева), высказывать предположения, делать простейшие выводы.
3. Учить определять в ходе исследовательской деятельности свойства коры.
Воспитатель: Посмотрите, что находится у вас на столе (показывает образцы коры).Дети, как вы думаете, что это?
Дети: Кора.
Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?
Дети: Кора защищает дерево.
Воспитатель: А от чего она его может защищать?
Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.
Воспитатель: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?
Дети: Нет, и ветки.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней?
Дети: Древесина.
Воспитатель: А какая сама кожица?
Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.
Воспитатель: Да, мы легко отделим её от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево : и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?
Дети: Потому что кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.
Воспитатель: Кожица- это тонкая кора, молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?
Дети: Чем дерево старше, тем кора толще, тверже.
Воспитатель: Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Определим с каких пород деревьев это кора. (Кора березы, сосны, ели, дуба). Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?
Дети: Потому что она тонкая, мягкая.
Воспитатель: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?
Дети: Старая кора толстая, жесткая.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?
Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.
Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?
Дети: Больные.
Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет?
Дети: Листья вянут, кора трескается.
Воспитатель: А от чего болеют деревья?
Дети: Поселились вредные насекомые.
Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми (дети находят и показывают).
На этом этапе я ставлю следующие задачи:
1. Уточнять знания о дятле.
2. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья?
Дети: Дятел.
Воспитатель: Правильно, дятел.
Дети :У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.
Воспитатель: Кто знает, как называют дятла?
Дети: Лесной доктор.
Воспитатель: Уважаемые коллеги и ребята, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Выполним вместе.
«Дятел»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»
Это дятел на сосне
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
Долбит клювом по коре.
Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Воспитатель: А от чего ещё болеют деревья?
Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку.
Воспитатель: Да, дети, кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берё зовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокосбора необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами.
Воспитатель: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - топните (яблоня, груша, малина, апельсин, липа, береза, черемуха, лимон, рябина). Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Как вы думаете, ребята, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого?
Дети: Со спиленного.
Воспитатель: Конечно со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?
Дети: Лесник.
Воспитатель: Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать.
На этом этапе я ставлю следующие задачи:
- дать характеристику березе.
- обогатить и активизировать словарь детей.
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
В народе говорят:
Стоит дерево, цветом зелено.
В том дереве — четыре угодья :
Первое — больным на здоровье,
Второе — людям колодец,
Третье — от тьмы свет,
А четвертое — старым (дряхлым) пеленанье.
Давайте вспомним, в чем смысл этой загадки? Выберете предметы, которые идут больным на здоровье.
Дети. Береза — лечебное дерево. Это почки, из них делают настойку и натирают больные места. Это гриб-трутовик, чага. Можно заваривать как чай и пить, очень полезно! Это березовый веник. Он нужен в бане, чтобы париться. Все это-" больным на здоровье".
Дети. Это березовый сок, очень вкусный и полезный - "людям колодец".
Воспитатель. Вспомните, чем люди топили печки?
Дети. Это полено березовое. Люди топят печки и получают много тепла в своих избах.
Воспитатель. А еще, дети, давным-давно, когда не было электричества, вечерами люди зажигали лучинки березовые для освещения — они меньше всех коптили. Самое жаркое тепло получается из березовых дров.
Дети. Это береста.
Воспитатель. Берестой связывают разбитые горшки, ремонтируют прохудившиеся лукошки, корзинки — «старым пеленанье». А еще на бересте можно писать. Раньше не было бумаги и писали на бересте, а потом люди научились из нее делать бумагу.
Вот сколько пользы от нашей березки.
Давайте встанем в хоровод и исполним танец «Во поле береза стояла».
Танец с элементами пальчиковой гимнастики.
Дети. В народе говорят:
«Где береза вырастет, там русский человек приживется». Березонька одинаково хороша и в зеленой накидке весны, и в легком ситцевом платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы.
Воспитатель. А сейчас, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим березке немного света и тепла своего сердца. Я приглашаю вас в нашу мастерскую.
Звучит музыка.
Дети выполняют практическую часть: выкладывают бисером березовые листочки, травку и облако.
Воспитатель. Природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными чечевичками, ажурной кроной, многими целебными свойствами.
Живет березка больше 100 лет. Она очень любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается даже в вечной мерзлоте.
Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы — красавицы русского леса: стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского народа! Нам, русским людям, трудно представить себе поле или лес, где не было бы этой белой красавицы. На сегодняшний день береза является, вероятно, самым распространенным деревом в наших широтах. Она считается символом чистоты и возрождения, в переводе на русский язык название дерева означает «беречь», О березке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Какая красивая березка у вас получилась.
Дети читают стихи.
Моя берёза.
Каждый день я вижу Лишь осень золотая
Берёзу из окна- Лист опалит огнём,
И нет подруги ближе, Берёзка облетает
Милей мне, чем она! Тоскует под дождём.
Зелёной лёгкой дымкой Укрытая снегами,
Окуталась весной, Стоит она зимой
И ветер- невидимка В расшитой жемчугами
Колышет лист резной. Накидке кружевной.
А летним днём струится
Она живым шатром,
В листве щебечут птицы,
Порхая за окном.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Воспитатель. А теперь, попробуйте вкусный и полезный березовый сок. Ребята, что больше всего понравилось вам на нашем занятии (Ответы каждого ребенка).Я приглашаю вас всех посетить выставку изделий из дерева и коры деревьев.
Перечень используемой литературы:
1. Игра «Я дерево мама» Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
2. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
3. Дошкольное воспитание 1999г. №7
4. ФГТ ВДОУ Познавательно- исследовательское занятия с детьми 5-7 лет. С. В. Машкова, Г. Н. Суздаль, Л. А. Егорова, Я. К. Березьняк, Т. А. Макаренко.
5. «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» С. Н. Николаева.
6. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».