Агаева Адиля
Конспект мастер-класса «Кейс-технология»
▼ Скачать
МАСТЕР-КЛАСС
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
Здравствуйте, дорогие друзья! Вас приветствует город Дербент, город великой истории и МАСТЕР-КЛАСС
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИславных традиций… город, который подарил мне профессию воспитателя! Меня зовут Адиля Эйнуллаевна, и я – воспитатель детского сада!
Звучит «волшебная» музыка
Публикация «Конспект мастер-класса „Кейс-технология“» размещена в разделах
Воспитатель – это вечный путешественник! В каких только сказочных мирах ему ни приходится бывать со своими воспитанниками! Согласитесь, что каждый, отправляясь в путешествие, берет с собой багаж. Вот и у меня есть мой «волшебный чемоданчик» (демонстрирует чемоданчик). Что же я всегда беру с собой, отправляясь с детьми в удивительные познавательные путешествия? В первую очередь:
Опыт работы (достает из чемоданчика и демонстрирует картинку (фото);
Методическую грамотность (достает из чемоданчика и демонстрирует);
Интерес (достает из чемоданчика и демонстрирует);
Коммуникативную культуру (достает из чемоданчика и демонстрирует);
и, конечно же…
Любовь к детям и своему делу (достает из чемоданчика и демонстрирует).
Звучит «таинственная» музыка, воспитатель загадочным голосом читает стих… в это время на экране листается слайд-презентация
Открываю чемоданчик, преисполненный чудес.
Здесь, как у заправских прачек, мир опрятно сложен… без
Заскорузлых грязных пятен, он душист здесь, мягок чист,
Он поглажен и понятен, прост, наивен и лучист.
В нем живут цветные птицы, клоун, радуга, сверчок,
Прошлогодний снег кружится, белый, как воротничок,
Все по стопочкам, по полкам, вот вчерашний день лежит…
Может в этом мало толку, но он весело прожит!
Здесь найдешь кота на выбор, здесь игрушки говорят…
Здесь легко поется рыбам, здесь не лгут и не бранят…
Следуя по маршруту детства нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям, сводя их к минимуму. Я реализую основную образовательную программу с помощью метода, который помогает не только идти вперед, осваивая новые знания и умения, но и своевременно оказывать помощь. В данный момент я внедряю элементы метода кейс-технологии. И в этом мне помогает мой волшебный чемоданчик - КЕЙС!
В любом кейсе есть свое содержимое. Давайте посмотрим, что же есть в моем… это:
Понятная ситуация для ребенка (достает из чемоданчика и демонстрирует);
Набор картинок, разные материалы и аксессуары (достает из чемоданчика и демонстрирует).
Как известно, дети очень любят играть. Игра может начаться в любом месте – в группе, на прогулке… И мой волшебный чемоданчик – кейс всегда со мной!
Что же такое метод кейс-технологии в работе с дошкольниками? Это интерактивный метод обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленный не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений, путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Метод кейс-технологии в условиях реализации требований ФГОС является одной из актуальных образовательных технологий.
В своей работе я в основном использую 3 направления:
кейс - текстовая информация, представляется мною в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, например, короткие рассказы и стихи о природе и т. п.);
кейс - иллюстрация (специально подобранные картины, имеющие многоплановый сюжет или драматическую неоднозначную ситуацию, которые используются во время непосредственной образовательной деятельности детей после прочтения текста или его части);
кейс – видео-материал (это может быть отрывок из мультфильма).
Я – НЕ ОБУЧАЮ детей! Я предлагаю им проблемные ситуации, занимая позицию равного партнера, совместно проживаю с детьми события и решаю посредством этого свои педагогические задачи.
Хочу представить вашему вниманию свою разработку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Математический кейс», в котором собрала иллюстративный материал, загадки, ребусы. Данный материал я использовала на занятиях, при организации самостоятельной деятельности детей, что способствовало развитию наблюдательности, внимания и формированию элементарных математических представлений у воспитанников (демонстрирует «математический кейс» жюри»).
Сегодня я хочу продемонстрировать, как метод кейс-технологии можно применять в дошкольном образовании. И поможет мне в этом старый друг – сказочный гном (указывает на гнома, который может быть как игрушкой, так и нарисованный на ватмане). У него есть волшебный чемоданчик, в котором хранится много интересного (демонстрирует чемоданчик). И он приготовил для каждого из Вас познавательные задания в форме образовательных ситуаций, которые мы с Вами и будем сегодня решать.
Во время чтения стиха воспитатель из чемоданчика достает файлы, в содержимое которых входит: описание ситуации (кейс - текстовая информация, картинки и наглядные материалы к данной ситуации (кейс – иллюстрация, и раздает членам жюри
Гномик в синем колпаке,
С чемоданчиком в руке,
По тропинке шел лесной.
Вдруг споткнулся гномик: Ой!
Бум-бурум, тарам-барам!
Шишка здесь и шишка там,
Кувырком с горы скатился.
Чемоданчик вдруг открылся.
А от туда, вереницей,
Взмыли в небо, словно птицы,
Сотни самых лучших сказок,
Прибауток и рассказов:
Про царевну и кощея,
Бабку-Ежку, Бармолея,
Про Ивана-дурочка,
Про соломенна бычка.
Про Емелю, про Жар-птицу
И про хитрую лисицу.
Прилетел проказник-ветер,
Покружился, полетал
И разнес все сказки детям.
Гномик тихо повздыхал…
И потопал налегке,
С чемоданчиком в руке.
А сейчас я приглашаю первого участника. Давайте рассмотрим проблемную ситуацию и найдем пути решения (вызывает участника, который зачитывает ситуацию).
Далее следует импровизация, проигрывание ситуаций и поиск решений согласно рассматриваемым ситуациям.
Прежде чем мы начнем, хочу отметить, что кейс-ситуации можно применять при проведении непосредственной образовательной деятельности, как в качестве «сюрпризного момента», так и в качестве вспомогательного материала для лучшего усвоения знаний любой направленности: об окружающем мире, формировании начальных математических представлений и др.
1. Предлагаю первой рассмотреть ситуацию – иллюстрацию «Сказка о курочке Рябе на новый лад» (далее зачитывается текст данной ситуации – иллюстрация, объясняются правила, реализуется живая работа с участниками (импровизация).
Вот какая замечательная у нас получилась сказка. При использовании метода кейс-технологии аналогичным образом, мы можем выбирать различные сюжеты и иллюстрации, ставить и решать с детьми разнообразные задачи, используя при этом не только картинки, но и предметы, атрибутику, привлекать персонажей… Этот метод помогает сделать НОД живым, веселым и интересным.
2. Второй вариант – ситуация – видеоматериал. Внимание на экран (на экране воспроизводится фрагмент мультфильма «Чиполино», затем зачитывается текст данной ситуации – видеоматериала, объясняются правила, реализуется живая работа с участниками (импровизация).
Вот так можно применять метод кейс-технологии на примере ситуации – видеоматериала. Можно разыграть ситуацию в форме театральной постановки, чтоб дети могли отождествить себя с героями сказки или мультфильма или помочь хорошо знакомым героям в решении каких-либо задач, опираясь на имеющиеся знания либо получая новые в процессе НОД.
3. Ну и самый простой способ – это ситуация – текст. Она формируется воспитателем устно в произвольной форме, либо зачитывается отрывок из какого либо детского произведения (рассказа, сказки и др.). Построение НОД в данном случае подразумевает постановку конкретной образовательной задачи, и, как следствие – совместная реализация действий, направленных на ее решение, в процессе которых дети приобретают новые навыки и умения, а также – знания. Обязательной атрибутикой при этом является кейс (или различные его интерпретации (волшебный сундучок, ларец, чемоданчик и т. п.).