Ирина Чуксина
Мастер-класс «Кейс технология как один из методов современных образовательных технологий образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: воспитатели
Дидактический материал: видео презентация по теме, карточки для работы.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация. Ожидаемые результаты:
Участники
-получат знания, что представляет собой кейс-технология;
Публикация «Мастер-класс „Кейс технология как один из методов современных образовательных технологий образовательного процесса“» размещена в разделах
- познакомятся с разновидностями кейс-технологий, и применением их в разных образовательных областях.
Выработают умения:
-применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –10- 15 мин
3. Практическая часть – 10 мин
(слайд 2) В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
.
(слайд 3) Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
(слайд 4) Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
(слайд 5) Для чего нужен кейс?
Кейс – метод развивает
1. умственные, сенсорные и речевые способности.
2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
4. практические умения.
5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
(слайд 6) Виды кейсов.
Практические кейсы
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные.
Обучающие кейсы
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
Научно-исследовательские кейсы
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней
(слайд 7) В своей работе я использую следующие виды кейсов :
- метод анализа конкретных ситуаций - кейс –стади;
- кейс- иллюстрации.
- фото-кейсы.
(слайд 8) В процессе создания кейса я намечаю восемь этапов работы.
1. Разработать проблемную ситуацию.
2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомится с ним.
4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.
5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
6. Поддержать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.
7. Выслушать/посмотреть/проверить решение детей.
8. Подвести итоги.
Применение кейс технологии возможно в любой образовательной области.
Предлагаю рассмотреть варианты.
(слайд 9) Познавательное развитие.
ФЭМП Игра «Лишние фигуры».
Цель: Познакомить с понятием четырехугольники.
Задачи:
Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур.
Развивать познавательную деятельность, внимание, память.
Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.
Участники делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников. (вытягиваю из мешочка фишки и разделяются по цветам фишек на группы).
Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Мальвина разделила фигуры по определённому признаку, а лишние отложила в сторону. Пришел Буратино и все фигуры перемешал. Мальвина очень расстроилась и заплакала. Как бы вы поступили на месте Буратино)
Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.
(Буратино поступил плохо, ему нужно извинится перед Мальвиной и исправить ситуацию, вернуть все фигуры на место)
Шаг 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
-Какие фигуры вы видите? (круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник, овал)
- Сколько фигур? (7)
- Как вы думаете какие фигуры нужно убрать, так, чтобы остались те, которые можно назвать одним словом? (круг, овал, треугольник).
- Какие фигуры остались? (квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник,
(слайд 10) - Почему? (у всех оставшихся фигур 4 угла)
- Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники).
Шаг 4. Оценка решений по группам.
- Итак, какие фигуры остались?
- Почему?
- Что такое четырехугольники? (Геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны)
Шаг 5. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы
Экологическое воспитание
(слайд 11) 1. Тема: «Правила поведения в лесу»
Краткий рассказ: Перед вами птичье гнездо найденное ребенком в лесу.
Вопрос: правильно ли повел себя мальчик, потрогав или взяв яйцо из гнезда в руки?
(слайд 12) Что может произойти и к чему может привести, если мальчик принесет яйцо домой.
«Как правильно поступить в этой ситуации?»
(слайд 13) 2. Тема «Вечное лето»
Краткий рассказ. Одна девочка любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинах. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое –самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась :» Как было бы здорово, если бы было вечное лето, и все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!»
• Момент проблемного включения детей
Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?
• Комментарий
Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.
(слайд 14) 3. Тема «Птицы зимой»
Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение или (реальное действие) птиц нахохлившихся на морозе
• Момент проблемного включения детей. Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается? Она же так все тепло выпустит! Может быть наоборот нужно перья прижать, чтобы теплее было?
• Комментарий. Когда птицам холодно, они распускают перья, нахохливаются. Между приподнятыми крыльями и телом задерживается слой воздуха. Воздух очень хорошо сохраняет тепло и таким образом согревает птицу. Когда птица летит, её перья плотно прилегают к телу. Основная задача воспитателя не сформировать стериотип «нахохлилась, чтобы согреться». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез с действительностью».
Речевое развитие
1. Кейс-стади «Разговор по телефону».
Цель:
— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;
— формирование культуры общения;
— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Саша звонит Пете по телефону. Трубку берет Петин папа.
— Петю позовите.
— Пети нет дома. А с кем я говорю?
— Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
— Можно ли назвать Сашу вежливым и воспитанным?
— Почему?
— Умеет ли Саша разговаривать по телефону?
— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
— Предложите свой вариант разговора по телефону.
2. Педагог рассказывает о том, что утром пришло письмо.
- Ко мне сегодня утром пришел почтальон и принес письмо. Когда я прочитала это письмо, то очень сильно огорчилась. Так как на днях в интернет - магазине я заказывала интересную книгу, которую я хотела вам прочитать. Но в этом письме говорится, что у них вышла какая-то проблема и посылка с нашей книгой опаздывает.
- Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы нам быстрее доставили посылку?
Подталкиваю детей к тому, чтобы они предложили более двух решений. Но на каждый ответ ставлю новый «барьер».
Например: Мы должны попробовать.
Мы можем отправиться туда и забрать книгу.
Попросить можем кого-то, чтобы нам ее привезли.
Можем попросить Карлсона, и он слетает и принесёт нам книгу.
Мы можем позвонить и попросить, чтобы нам ее побыстрее доставили.
(слайд 14) Художественно-эстетическое развитие.
1 этап: Ситуация. После случайно услышанной фразы в разговоре папы с дедушкой… «каждый должен оставить свой след на земле…», девочка задумалась… что же такого интересного в следах, отпечатках?
След от пальчика на запотевшем окне похож на одну виноградинку, отпечаток ладошки напоминает птичку, оттиск ноги в песке можно превратить в морковку, а если я обведу (отпечатаю) предплечье, запястье и кисть руки?
На что же это будет похоже?
А если будет, то как сделать чтобы было очень-очень похоже?
2 этап: дошкольники делятся на группы (3 ряда - 3 команды).
3 этап: характеризуется проблема (какое животное или что вообще может получиться из данной обрисовки).
4 этап: предоставить решение в виде рисунка (т. е. нарисовать реальное животное). Фото готовых работ прилагаются.
5 этап: Педагог в конце ОД даёт оценку каждому дошкольнику за работу на занятии.
Вопросы диагностики:
1. выявить основные элементы облика животного (птицы) подходящего под получившийся трафарет: (дети перечисляют, если не могут, воспитатель помогает или на доске вывешивает изображения животных) :
- определённость части тела
- уникальные элементы дополнения облика (рожки, язычок, хобот)
- характерные цвета и рисунки окраса
- особенности питания
- место проживания-обитания
- особенности передвижения
2. Здесь также задаются вопросы для обоснования выбранных элементов (особенностей) изображения :
Например:
- почему у оленя короткая шерсть? (чтобы не зацепиться за ветки)
- какая функция у клюва птицы? (нос и рот, а иногда рука)
- почему змея показывает язык? (проверяет пространство вблизи себя,
- почему жираф есть только листья с деревьев? (высокий рост мешает есть траву)
- для чего у ящерицы узкое тело? (чтобы прятаться в камнях).
Трансформируемость представленного кейса в возможность применения его элементов в образовательных ситуациях с нравственным, экологическим и социо-культурным аспектом.
Полифункциональность заключается в возможности применения его в познавательной, экспериментальной и речевой областях.
Социально- коммуникативное развитие. Безопасное поведение.
(слайд 15) Использование кейс-ситуацию. К ребятам обращаются лесные звери и Незнайка. Они просят детей рассудить их. Незнайка рассказывает историю о том, как он пошел в лес, попал под дождь и промок. Ему встретился добрый лесник, который высушил, обогрел и накормил в своей избушке. Он утверждают- огонь-друг. А лесные жители говорят- враг.
-Кто же прав?
-Объясните, почему вы так решили?
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.