МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Карты Проппа»

Анастасия Кузнецовская
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Карты Проппа»
▼ Скачать +Заказ

Цель мастер-класса: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа» при моделировании собственных сказочных историй.

Задачи мастер – класса:

1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста;

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Карты Проппа“» размещена в разделах

2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития речевого творчества дошкольного возраста при пересказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.

3. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приёмов работы с «картами Проппа».

4. Стимулировать потребность использования в работе с детьми произведений художественной литературы и устного народного творчества, способность понимать и чувствовать нравственно-эстетическую основу сказки.

Актуальность:

Одним из главных направлений в соответствии ФГОС дошкольного образования является речевое развитие дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, овладение родным языком, как средством общения.

Речевое творчество является одной из основных задач реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствие с ФГОС ДОУ.

У детей в результате развития речевого творчества происходит расширение общего кругозора, дети активны в разнообразных словесных играх направленных на обогащение активного словаря, самостоятельны в творческом выражении своих мыслей.

У детей дошкольного возраста формируются вкусы, интересы, определённое отношение к окружающему миру, поэтому для детей очень важны положительные примеры. Огромная доля таких примеров отображается в сказках. Развитие речевого творчества требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Развить творчество ребенка можно посредством фантазии, развития воображения, посредством работы над сочинением сказки. Сказка - произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи.

Именно поэтому я хочу познакомить вас с методикой, которую я применяю в своей кружковой работе «Путешествие по сказкам». Работа проводиться с детьми подготовительной группы.

По моему мнению, данная методика даёт положительные результаты в работе с детьми, готовящимися к поступлению в школу. Так как она позволяет развивать в ребёнке художественных вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе.

Теоретическая часть

Это одна из удивительных методик развития речевого творчества детей дошкольного возраста известна в практической педагогике – как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.

«Карты Проппа» - это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Изначально была 31 карточка. Одна карта – это и есть определённое событие сказки. Позднее они были сокращены до 28, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объёме.

Последовательность функций может нарушаться: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с третьей, с пятой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных сказочных ситуаций и функций Пропп выделил 20:

1. Запрет

2. Нарушение запрета

3. Вредительство

4. Отъезд героя

5. Задача

6. Встреча с дарителем

7. Волшебные дары или волшебное средство

8. Появление героя

9. Вредитель или антигерой

10. Борьба

11. Победа

12. Возвращение домой

13. Прибытие домой

14. Ложный герой

15. Трудные испытания

16. Ликвидация беды

17. Узнавание героя

18. Изобличение ложного героя

19. Наказание ложного героя

20. Свадьба или счастливый конец.

Но для работы с дошкольниками их можно сократить до 8.

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», наша практическая деятельность по их использованию была разделена на несколько этапов:

1 этап. Я познакомила детей со сказкой, как жанром литературного произведения.

Объяснила общую структуру сказки:

- присказка, зачин (приглашение в сказку);

- повествование;

- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап. Были проведены «подготовительных игр».

- «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

- «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

- «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

3 этап. Познакомила детей с обозначениями «карт Проппа» (читали сказки и сопровождали их выкладыванием карт). Для начала использовали 4-6 карт и подбирали небольшие сказки.

Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса», я продемонстрирую работу с «картами Проппа».

Внимание на экран, я буду указкой указывать на карту, которая отражает происходящую ситуацию в сказке.

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь.

Собирается кот на охоту и говорит петушку:

- Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, выскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет.

- Петушок испугался, закричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня».

Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

4 этап. Предлагала детям пересказать сказку, опираясь на «карты Проппа». Давайте рассмотрим процесс реализации этого этапа на примере сказки «Красная Шапочка».

1. Карта «Жили-были»

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали её Красной Шапочкой.

2. Карта – Герой покидает дом

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести её пирожки и горшочек масла.

3. Карта – Запрет

«Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай», - наказывала ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно».

4. Карта – Нарушение запрета

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идёт к бабушке, которая живет на краю деревни.

5. Карта – Враг начинает действовать

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

6. Карта – Появляется ложный герой

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

7. Карта – Разоблачение ложного героя

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у неё такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать», уши (чтобы лучше слышать, глаза (чтобы лучше видеть… Ответив на последний вопрос «почему у тебя такие большие зубы» - «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

8. Карта – Появление друга-помощника

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

9. Карта – Враг оказывается поверженным.

Охотник вбежал в дом и убил волка.

10. Карта – Счастливый конец.

Из его живота вылезла бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

11. Карта – Мораль

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

5 этап. Сочинение собственной сказки.

На этом этапе дети сами выбирают героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Они изменяют место действия и придумывают своё. Придумывают волшебный предмет, наделяя даже повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого мы отбираем 5-8 карт.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа».

Но, для начала, мы с вами немного поиграем.

Игра-разминка «Скажи наоборот»:

Вам необходимо внимательно слушать придуманное противоположное название сказки и отгадать настоящее название сказки.

1. «Зелёный беретик» («Красная Шапочка»)

2. «Мышь босиком» («Кот в сапогах»)

3. «Петушок бесцветный» («Курочка Ряба»)

4. «Девочка с ладошку» («Мальчик с пальчик»)

5. «Быль о нестойком золотом генерале»

6. «Домашние утки»

7. «Прекрасный лебедь»

Итак, а теперь приступим к сочинению собственной сказки. Предлагаю на данном этапе использовать 6 карт. Они уже представлены на экране, и у нас появилась возможность порадоваться результатам коллективного творчества.

Скажите, пожалуйста, сложно ли вам было работать с картами? Будет ли такая работа интересна детям?

Заключение

«Методика построения сказочных историй» способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений – умение ясно, понятно, красиво говорить. А успешное овладение связной устной речью составляет важнейшее условие качественной подготовки детей к школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию для детей 5–6 лет «Карточки Проппа, или Как сочинить сказку» Цели : Составление детьми сказки с помощью карт Проппа. Задачи : • Познакомить детей с картами Проппа; • Формировать умение детей проводить.

Форма технологической карты занятия ДОУФорма технологической карты занятия ДОУ Уважаемые коллеги!В настоящее время прохожу обучение на КПК по теме: "Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС".Ведет.

Интегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группеИнтегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группе "Вот как сказка складывалась. " ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о знакомых сказках, умение следить за появлением персонажей в сказках; продолжать.

Карты анализа тематического контроля по здоровьесбережению Тематический контроль Тема: «Состояние работы МБДОУ по здоровьесбережению» Цель: Изучение системы работы педагогов по оздоровительной работе.

Карты Проппа «Сказочный конструктор»Карты Проппа «Сказочный конструктор» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Насекомые» с использованием ментальной картыКонспект НОД по экологическому воспитанию «Насекомые» с использованием ментальной карты Конспект НОД по экологическому воспитанию с использованием ментальной карты. Тема: насекомые. Цель: Расширять и закреплять знания детей.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс создания интеллект-карты на тему «Животные Красной книги Пермского края»Мастер-класс создания интеллект-карты на тему «Животные Красной книги Пермского края» Летом экологическое воспитание дошкольников особо актуально. В нашем детском саду идет работа над экологическим проектом на тему: "Твой.

Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа»Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа» Цель: составление рассказа с использованием карт Проппа. Задачи: Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. Активизировать.

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Карты Проппа»
Опубликовано: 16 января 2022 в 11:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Карты Проппа»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кузнецовская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД