Алена Морозова
Мастер-класс «Использование карт Проппа в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов.
Тема: «Использование карт Проппа в речевом развитии дошкольников»»
Выполнила: воспитатель ГДОУ ЛНР
«Иллирийский я/с «Капелька»
Морозова А. Н.
(слайд 1)
- Добрый день, уважаемые коллеги!
В. А. Сухомлинский говорил: (слайд 2)
«Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести»
Публикация «Мастер-класс „Использование карт Проппа в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одним из ведущих направлений, которое решает наше дошкольное образовательное учреждение, является развитие речи детей.
(слайд 3)
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Меня очень заинтересовала методика Дж. Радари, которую он представил в книге «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Влад. Яков. Проппа, которая, заключается в перессказывании сказок с использованием карт Проппа. Это инновационная развивающая технология наглядного моделирования, обучающая детей дошкольного возраста творческому рассказыванию.
(слайд 4)
- Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?
Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, которая имеет большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.
Джани Родари (слайд 5, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».
Джани Родари разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28 карт.
(слайд 6)
Одна карта - это определённое событие сказки.
Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.
Их различная последовательность дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.
Карты Проппа, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, и активизируют связную речь.
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппая работала с детьми поэтапно.
(слайд 7)
На первом этапе я позакомила детей со казкой, как жанром литературного произведения. объяснила детям общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
-концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
На следующем этапе. Я проводила «подготовительные игры». (слайд 8)
Такие как «Чудеса в решете».
- «Волшебные или чудесные вещи»
- «Волшебные слова».
На 3 этапе (слайд 9)
Ребята знакомились с обозначениями карт Проппа.
И здесь у нас возникли первые трудности: карт много, ребятам запомнить сложно. Дети привыкли к ярким картинкам, а здесь – графические рисунки.
Когда я увидела, что возникли трудности, я изготовила дидактическое пособие «Кубик помощник», где каждая грань кубика означает определенную карту, и настольную игру «Путешествие с картами», в которой что бы добраться до финиша, ребятам нужно правильно называть карты, чтобы не пропускать ход. И вот так шаг за шагом мы выучили все карты.
На 4-м этапе (слайд 10)
мы с детьми учились пересказывать сказку, опираясь на «карты Проппа».
Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.
Что мы здесь имеем:
• Герой – огуречик.
• Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
• Вредитель – мышка.
• Вредительство – хвостик отгрызёт.
• Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.
И здесь я увидела, что карты стали для ребят настоящими помощниками, дети уверенно стали перессказывать известные им сказки и уже были готовы приступить к заключительному этапу сочинение своей собственной сказки. (слайд 11)
Для дальнейшей работы мне понадобятся 4 человека для фокус группы.
Сначала сказки были однотипные. Ребята повторяли друг за другом, чтобы избежать этого у нас в группе появилась собственная авторская книга «Наши сказки» и попасть туда может только та сказка, которая будет не похожа на другие. Послушайте, что у нас получилось. (слайд 12)
Уважаемые коллеги, так как мы с вами педагоги – дошкольники, мы просто обязаны уметь смотреть на мир глазами детей и говорить с воспитанниками на одном языке. Поэтому предлагаю забыть на время о том, что мы взрослые и отправиться в путешествие в страну, которой нет на глобусе, в страну сказок. Сейчас мы с вами поиграем.
Игра – разминка «Скажи наоборот» : (слайд 13)
Вам необходимо внимательно слушать придуманное противоположное название сказки и отгадать настоящие название сказки.
«Зеленый беретик» («Красная шапочка»)
«Мышь босиком» («Кот в сапогах»)
«Петушок бесцветный» («Курочка Ряба»)
«Девочка с ладошку» («Мальчик с пальчик»)
1быль о нестойком золотом генерале
2. нивви-хуп и никто никтоникто
3. быль о живой крестьянке и 7 слабаках
5. девочка великан
6. домашние утки
7. одетый подданный
11. прекрасный лебедь
А сейчас еще одна игра задание (слайд 14)
Я буду называть вам ситуацию из сказки, а вы должны показать соответствующую карту.
Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»)
Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоком).
Вредительство (или враг начинает действовать). Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли. А лиса только этого и ждала…
Ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли. Вот мы с вами немножко и повторили карты.
А сейчас уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа».(слайд 15)
Предлагаю на данном этапе использовать9 карт! Они уже разложены у вас на столеи у нас появится возможность порадоваться результатами коллективного творчества.
Сложно ли вам было работать с картами? Будет ли такая работа интересна детям? Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты деятельности.
Подводя итог, работе с картами, предлагаю вам составить синквейн с существительным «сказка». (слайд 16)
Сказка.
Волшебная, чудесная. Завораживает, удивляет, восхищает.
Мир становится прекраснее.
Чудеса.
Захватывающая, прекрасная.
Учит, объясняет, раскрывает.
Добро побеждает зло.
Легенда
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Сочинять нам сказки
Карты помогали :
Речь нам развивали,
Мыслить заставляли.
Интересна техника
Представленная нами,
В этом убедились
Вы сегодня сами.
Сейчас я хочу подвести итог. Карты Проппа, на мой взгляд очень интересные и эффективные приемы, которые развивают в ребенке худ. Вкус, языковую культуру, творческое активное отношение к жизни. Способствуют развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений – умения ясно, понятно, красиво говорить. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые технологии, которые дают ребенку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.
В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.
Учитесь видеть необычное в обычном. (слайд 29)
Уважаемые коллеги, предлагаю каждому из вас мысленно положить на левую руку все, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку- то, что получили на этом мастер – классе нового. Соедините, сохраните и используйте в своей работе.
Уважаемые коллеги, мне было приятно с вами сотрудничать. Благодарю за внимание и участие в мастер – классе!
(слайд 30)