Елена Трибунская
Мастер-класс как способ освоения нового
▼ Скачать + Заказать документы
По сути дела мастер-класс это передача действующей технологии. А разве не интересно ознакомитьсяМастер-класс это тот же семинар, только с известным автором.
с готовой технологией, которая к тому же и надежна? Ознакомиться, а затем, проведя аналогии и внеся коррективы. Собственно, это и было изначально заложено в понятие "мастер-класс"!
В сознании большинства мастер-класс – это когда более опытный и умный человек делится с другими людьми своим знанием в той или иной области, которая может находиться в любой сфере человеческой деятельности, и показывает «класс» в своём деле.
Публикация «Мастер-класс как способ освоения нового» размещена в разделах
Мастер класс (от английского masterclass : master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, таким образом, что мастер классы не показывают, а проводят.
Придя в русский язык, слово «мастер-класс» и вовсе получило самое широкое значение; так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний. Это, разумеется, неправильно.
Понятием "мастер класс" обозначается такой способ взаимодействия обладающего признанным авторитетом мастера и учеников, который обеспечивает передачу мастером ученикам опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Мастер класс – это :
форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной актуальной теме, знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника;
наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе;
одна из форм учебного занятия, на котором учитель-мастер, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого ученика, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятельной организации обучения, деятельностного освоения нового;
это «изюминка», которую нужно представить творчески, чтобы было актуально и интересно;
одна из форм познания посредством активной деятельности участников, решающих индивидуально и совместно поставленную перед ними задачу; признаком данной формы является использование максимального потенциала каждого при создании творческого продукта и взаимодействии всех;
это кухня, на которой шеф-повар учит поварят очень «простым» рецептам, которые позволяют общаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться, чтобы достичь высот мастерства.
Характерные особенности мастер-класса :
Передача и обмен опытом;
Деятельностный подход (Активная деятельность участников);
Глубокое сочетание теории и практики;
Смена деятельности;
Наглядность;
Образность;
Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися);
Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
Проводит яркая личность;
Нет назидательности;
Вызывает желание сделать, как мастер;
Сделать лучше;
Простота;
Доступность;
Творчество;
Инициативность;
Мозговой штурм;
Исполнение различных ролей;
Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
Рефлексивная деятельность.
Структура мастер - класса :
Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);
Тренинг или разминка (активизация деятельности);
Блок учебной информации. Основные элементы опыта;
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер - класса. Обмен идеями. Образная интерпретация;
Рефлексия.
Организация мастер - класса :
Идея;
Подготовка, постановка цели, задач;
План;
Найти личность мастера (подбор команды);
Подбор информации;
Реализация проекта;
Показ своей презентации (методов, приемов работы);
Привлечение параллельно участников к активной деятельности;
Рефлексия.
Деятельность мастера :
работа под девизом «Знаешь сам – научи другого»;
умение владеть вниманием аудитории;
максимальное вовлечение участников;
развитие умения работать индивидуально и в группах;
использование новых нетрадиционных форм и методов работы;
высокий уровень педагогического мастерства;
большое желание работать творчески;
проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).
Понятие «мастер-класс» подразумевает не только то, что ведущий является признанным мастером, но и то, что повысить свой профессиональный уровень и учиться мастерству хотят все присутствующие на занятиях.
Для посетителей занятий основные цели:
Систематизировать и оценить уже имеющиеся у них знания.
Получить новые теоретические и практические знания.
Научиться применять получаемые знания.
Поделиться собственным опытом, знаниями, идеями.
Обсудить общие проблемы и возникающие в процессе повседневной работы трудности. Коллегиально обсуждать типовые задачи и проблемы, находя их решение.
Занятия мастер класса не предполагают фиксированного момента «начала и окончания», фиксированного числа участников и получения дипломов и сертификатов. Основной итог посещения занятий – получение и систематизация информации в области уникальных технологий. Превращение информации в личные знания и умения, тренинг технического, аналитического и технологического мышления и, соответственно – повышение профессиональной грамотности.
Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Воспитатель беседует с воспитанниками и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий для этого специальное разрешение.
Тренинг предназначен для взрослых, которые придерживаются активной родительской позиции, сознательно несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и хотят стать более компетентными в решении стоящих перед ними жизненных задач.
Программа тренинга направлена на реализацию целей родителей, поэтому она будет корректироваться и расширяться по ходу проведения тренинга, ориентируясь на запросы каждого участника и тренинговой группы в целом.
Базовая программа включает в себя четыре блока.
Первый блок – личностный, направлен на осознание родителями своих личностных особенностей, убеждений, установок и формирование творческой исследовательской позиции. Человек лучше понимает других, когда он находится в ладу с самим собой, воспринимает себя и свои особенности адекватно. Сократовское высказывание «Познай самого себя!» не потеряло своей актуальности и в наши дни.
Второй блок тренинга – коммуникативный. Он посвящен развитию навыков общения с детьми. Способность эффективно общаться, получая при этом радость не только от результатов, но и от самого процесса общения - это настоящее искусство, для овладения которым необходимо не только знание законов коммуникации, но и освоение приемов общения. Много техник эффективного общения разработаны и применяются в работе психологами разных направлений. Их можете освоить и вы в процессе тренинга. И не просто изучить, а довести до уровня автоматизма, чтобы применять их в нужное время и в подходящей ситуации интуитивно, не задумываясь. Тренинг самый эффективный метод для реализации этой задачи.
Третий блок тренинга посвящен формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении. Внутри любой кооперации людей неизбежно возникает соревнование и соперничество между ее членами (в том числе между членами семьи). Бесконфликтная жизнь - иллюзия. Кроме того, конфликты выполняют много позитивных функций в жизни человека. Задача блока – научить участников извлекать пользу из конфликтов и находить конструктивные выходы из деструктивных конфликтных ситуаций.
В общении с детьми нередко возникают ситуации, которые как будто испытывают родителей на терпение, выдержку, умение владеть собой. Нередко родители не сдерживаются, они устают от непослушания, им надоедает несколько раз повторять одно и то же, и тогда они теряют самообладание, срываясь на крик и угрозы. Контролировать подобные порывы эмоций помогают техники эмоциональной саморегуляции. Освоение данных техник – задача четвертого блока тренинга.
Родители вполне могут стать психотерапевтическими агентами для своих детей при наличии соответствующего обучения, обучения методам игровой терапии.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.
Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий воспитатель может провести такую консультации, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации
Требования к проведению консультации
1. Консультация проводится по запросам родителей.
2. Проблема, которая будет обсуждаться, воспитателю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, воспитателей.
3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.
7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов.
9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.
10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
Тренинг «Родители как психотерапевты».
Идея игровых занятий в том, что раз в неделю родитель проводит с ребенком полчаса, при этом ничто не должно им мешать. Так же раз в неделю родитель приходит на родительские семинары, где родители докладывают о своих занятиях с детьми: что происходило на занятии, которое они провели, о чувствах, которые они испытывали.
Мы в свою очередь помогаем родителям видеть то, что скрывается за поверхностью, понять значение игры ребенка и обрести, выработать способность вникать в реальные потребности и чувства ребенка.
Специалист обучает родителей навыкам игровой терапии и показывает, как реагировать на то, что происходит на игровых занятиях, помогает развить умение интерпретировать то, что они наблюдают в игре ребенка.
На первом семинаре родители упражняются в навыках слушания, понимания, учатся сообщать о своем понимании. Обучение происходит в процессе ролевого тренинга, когда один родитель играет ребенка, а другой его мать или отца. Так же родители получают всю нужную информацию по проведению собственно занятий с ребенком.
После базового тренинга общая структура каждого семинара состоит из докладов родителей об игровых занятиях на этой неделе и анализа отдельных моментов. Каждую неделю родители и ведущий группы встречаются на полтора часа для обсуждения того, что происходило на занятиях родителей с их детьми.
Тренинг педагогического общения, мастер классы должны включать в себя как социально-ролевое, так и интимно-личностное общение. При этом он должен быть направлен на развитие межличностных отношений в деловой среде, на освоение технологий малого разговора, говорения и слушания, вопросов и ответов, установление обратной связи в ходе собеседования. Мастер классы, тренинги общения должны содержать приемы личностного влияния, обогащать участников технологиями противостояниями вербальной агрессии, умению подстраиваться под партнера с помощью невербальной коммуникации. В будущем такие тренинги будут включать и овладение виртуальной коммуникацией, навыками символического формулирования сообщений, общение по электронной почте.
Общению невозможно научиться, только лишь читая те или иные пособия, запоминая их содержание. Для развития конкретных умений и навыков необходимо практически участвовать в ситуациях общения (реальных и моделируемых, анализировать происходящее, наблюдать за разными моделями поведения, размышлять над ними и извлекать из них уроки. Все это дает тренинг педагогического общения, мастер класс, родительские собрания в виде практикумов, индивидуальные и групповые консультации.