Елена Суворова
Мастер-класс «Как рисовать нитью?»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете.
Воспитатель: Суворова Елена Викторовна,
высшая квалификационная категория,
МАДОУ «Д/С №28, г. Благовещенска»
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В. А.
Цель: познакомить коллег с техникой вышивания на картоне – изонить
Задачи:
- познакомить коллег с историей изонити;
Публикация «Мастер-класс „Как рисовать нитью?“» размещена в разделах
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- показать технику заполнения углов и окружности;
- предоставить возможность самостоятельно выполнить картину, используя технику изонити.
Оборудование:
- картины, выполненные в технике изонити;
- картон, бархатная бумага;
- нитки мулине, ирис, швейные;
- игольницы с иголкой;
- поролон;
- ножницы;
- скотч;
- тарелочка под мусор.
Детство… Память удивительно сохранила приятные воспоминания о родной бабушке, и все самое хорошее осталось с тех давних дней.
Особенно в душу запали длинные зимние вечера: в печке потрескивают дрова, рядом бабушка на сундучке, тут же рядом старенькая корзинка из разноцветных ниток, спицы, пяльцы …. Напевая или рассказывая сказки, бабушка выводила стежок за стежком, петельку за петелькой и постепенно появлялись разноцветные узоры, которые «оживали» и превращались в дивные вышитые или связанные вещи.
Я выросла, и моим увлечением стала вышивка, вязание, люблю рисовать, делать различные поделки из бумаги…
Прошло время, я окончила институт, работала в школе …. И вот я – в детском саду, но увлечение, которое мне досталось от бабушки, до сих пор живет во мне. Я решила передавать его своим воспитанникам – детям. С каким восторгом не только девочки, но мальчишки стали «осваивать» это замечательное ремесло народного искусства, которое к нам пришло с культурой и бытом русского народа…
Занимаясь техникой вышивания, я обратила внимание, что детям на первом этапе трудно работать с пяльцами и тканью. Стала думать, как им помочь. И тут мне попадает в руки книга Лилии Ильиничны Бурундуковой «Волшебная изонить». Почитала, заинтересовалась, попробовала, очень понравилось. Я подумала: «Вот и выход». Мы с ребятами стали заниматься техникой вышивания на картоне – изонитью.
Ниткография,или изонить, – это техника создания картин из ниток на твердой основе (картоне, бархатной бумаге, коже и т. д.)
Родиной ниткографии считается Англия. Согласно одной версии, техника была придумана английскими ткачами. Они создавали картины, особым образом переплетая шнуры на декоративной основе с вбитыми в нее гвоздями.
Сегодня любители рукоделия упростили эту технику, отказавшись от гвоздей и заменив древесину более доступными материалами.
Вторая версия гласит, что создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых – «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904 г.) – имела очень большую популярность.
Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.
Занятия ниткографией доступно и интересно людям практически любого возраста. Изонить хорошо развивает фантазию и художественный вкус, в пожилом возрасте помогает тренировать память.
В Англии и в США, а теперь и в российских школах знакомят учащихся с техникой ниткографии. В России ассортимент книг на эту тему невелик, а те, которые есть в продаже, не охватывают материал в достаточном объеме.
Изучив приемы заполнения простых геометрических фигур, можно перейти к различным комбинациям – и в конце концов можно передать методами ниткографией любой задуманный образ.
Изонить привлекает простотой исполнения и оригинальностью, ее целью является художественного образа путем пересечения цветных нитей. Достоинство его в том, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза. Да и фантазии есть где «разгуляться». В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды.
Дорогостоящие материалы на занятиях не нудны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные нитки – шерстяные, мулине, ирис, швейные и так далее. Все это всегда есть в любом доме.
Техника работы с этим материалом развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, расширяет представление воспитанников об окружающем мире; учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. А самое важное – способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь развивает речь ребенка.
С большим удовольствием ребята берут иголку в руки и начинают «творить».
Во время работы, незаметно приобщаю детей к фольклору, пословицам, поговоркам, народное пение, рассказывание сказок, да и просто разговор «за жизнь». Дети с удовольствием рассказывают разные истории о своей семье, о друзьях, делятся своими проблемами. («Без терпения нет умения», «Десять раз отмерь, один раз отрежь», «Дело мастера боится», «Длинная нитка – ленивая швея», «К большому терпенью придет и уменье»).
Дети на глазах становятся добрее, терпеливее, с большим удовольствием вступают в диалог, понимают шутку, юмор.
А когда «шедевр» готов, сколько радости в детских глазах! Есть чем порадовать пап и мам, бабушек и дедушек.
…Просмотр, любование и анализ детских работ – важное условие умственного детского продуктивного творчества. Во-первых, детям это очень нравится, во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить и оценить результат своей деятельности.
В такой непосредственной и теплой обстановке происходит формирование душевных качеств ребят, воспитывается чувство прекрасного.
Развивая у детей творчество в процессе занятий кружка, им предоставляется возможность творить, фантазировать, размышлять, изменять, усовершенствовать, работать самостоятельно. А это, в свою очередь, обеспечивает развитие личности дошкольника с учетом его индивидуальных способностей.
Прежде чем заняться с детьми изонитью, воспитателю сначала нужно самому освоить основные элементы работы в этой технике – научиться заполнять нитью угол, окружность, составлять из элементов узоры и композиции, следуя принципу «от простого к сложному». Поэтому же принципу следует проводить занятия и с детьми.
Вот сейчас мы с этого и начнем. У вас на столах лежит все необходимое для работы. (Педагог объясняет технику заполнения углов). (Пока коллеги заняты работой, продолжаю).
На первом этапе у детей возникают трудности в работе с иголкой, сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити я заранее готовила для детей иголки с нитками, и сама делала разметку будущего рисунка на картоне, помогала вдевать нить в иглу, отмерять длину нити.
Для быстроты вдевания нитки в иголку можно пользоваться нитковдевателем. Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение. Поэтому следует с самого начала учить детей заполнять фигуры одной нитью.
Я не рекомендую предлагать дошкольникам в качестве фона ткань: лучше ограничиться работой на картоне. На ткани невозможно разметить отверстия для «шагов» иглы, и для детей дошкольного возраста нитяная графика может оказаться сложной. В результате может снизиться интерес к выполняемой работе, что очень нежелательно.
Занятия изонитью требуют системности в работе с детьми, а со стороны педагога – тактичности и непринужденности.
Результат работы в технике «изонить» завораживает детей крастой. А где красота – там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Для занятий потребуются:
1. Картон, бархат, бумага;
2. Нитки: ирис, мулине, швейные;
3. Игольницы с иголками;
4. Линейка;
5. Простой карандаш;
6. Циркуль. (Хотя в учебных пособиях советуют для прокалывания отверстий пользоваться шилом, но я считаю, что это для детей дошкольного возраста небезопасно. Поэтому на занятиях мы пользуемся циркулем.)
Творчество изонить, как и другие виды декоративно-прикладного искусства имеет тесную связь с жизнью человека, с повседневным бытом. Это творчество распространилось в России и тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа.
Притча «О мудреце и хитреце».
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришел к мудрецу.
- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?
- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: «Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я ее раздавлю, а если скажет, что она мертвая, я разожму и выпущу ее».
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
- Все в твоих руках.
Действительно, все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Спасибо за внимание, доброжелательное отношение.
Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о мастер-классе, выбрав шарик любого цвета и запустить его наше осеннее небо. Шарик красного цвета – понравилось все, синий – хочу узнать больше, желтый – заинтересовало, буду внедрять в своей работе.