Приложение МААМ

Мастер-класс как форма педагогической коммуникации

Анастасия Кудинова
Мастер-класс как форма педагогической коммуникации
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дошкольные учреждения настоятельно требуют всестороннего психологического обеспечения педагогического процесса, что должно способствовать более эффективному обучению и воспитанию детей, которые готовятся к школе и, что особенно важно, — реализации принципов гуманистической, демократической педагогики. В решении этой задачи важное место занимает разработка вопросов, касающихся сферы функционирования психологической службы школы.

Публикация «Мастер-класс как форма педагогической коммуникации» размещена в разделах

Способность личности профессионально решать практические задачи определяют понятием «коммуникативная компетентность» (иногда отождествляют с понятием «компетентность в общении»). Кроме того, коммуникативная компетентность — это именно то качество, которое помогает воспитателю налаживать адекватные отношения в системах общения: воспитатель – ребенок; воспитатель – родители, ребенок – ребенок, ребенок – родители. Крайне важным это умение становится тогда, когда речь идет о воспитании интеграции в социум детей с особенными потребностями. Малейшая ошибка в воспитании и в дальнейшем искривленное межличностное общение может привести к целому ряду личностных проблем. То есть мы видим, что воспитание — это непрерывный процесс, который должен модернизироваться с развитием общества.

Вместе с тем, сложно говорить о том, что времени в дошкольном учреждении достаточно для того, чтобы ребенок был обучен, воспитан и подготовлен к школе. Для того, чтобы достичь максимального эффекта, речь должна идти о круглосуточном ненавязчивом воздействии, а для этого необходимо взаимодействие коллектива ДОУ и родителей. Формы этого взаимодействия могут быть разными. Именно поэтому изучение наиболее эффективной формы, которая включает и теорию, и визуальный контакт, – мастер-классов, – является актуальным и своевременным.

Понимая понятия «речь» как процесс и по нашей проблеме как учебную деятельность, поскольку речь в процессе любой сферы общения – это деятельность, мы присоединяемся к определению его как деятельностного не только со стороны психолого-педагогической аргументации (теория речевой деятельности, но и с позиции языкознания. Как отмечают Н. Васильева, А. Виноградов, А. Шахнарович, «речевая деятельность – это специфический вид человеческой деятельности, который сочетает в себе все проявления речевого поведения носителя языка. Речевая деятельность охватывает и неречевые виды деятельности. В организованной речевой деятельности в соответствии с коммуникативными намерениями и с системой, опосредованной знаками («психологические средства», по Л. Выготскому, правилами речевой деятельности и компонентами системы языка, – выясняется речевая способность.

Принято различать письменный и устный виды речевой деятельности, а также их производительность и рецептивность. Специфическим видом речевой деятельности является перевод.

Ученый Ф. Бацевич понятие «речь» определяет «как один из модусов существования человеческой речи (наряду с Речью и Коммуникацией, и как индивидуальный акт говорения, который имеет устную, письменную или печатную форму проявления, а также как постоянно повторяющийся процесс общения на одном языке», а также «как специализированное употребление речи в процессах взаимодействий между людьми; частный случай деятельности общения с применением языкового кода».

Понятие «речь» по нашей проблеме трактуют также (среди многих других определений) :

как язык, в его конкретном проявлении (является средством общения, а также язык как систему знаков и речи как форму существования языка, то есть в языкознании «язык и речь» имеют неоднозначные определения (заложенные в период структурализма Фердинандом де Соссюром) – с одной стороны, язык определяется «как система знаков и правил их использования» и речи как формы его существования. «Язык как система – явление общее, абстрактное. Речь – явление частичное, отдельное, индивидуальное, что воплощается в конкретные тексты;

говорение, процесс осуществления речевой деятельности.

Отсюда, речевая деятельность понимается учеными «как речевое общение в конкретных ситуациях, в которых реализуется неограниченная возможность создания новых смыслов, новых текстов с ограниченного количества единиц языковой структуры. В речевой деятельности проявляется единство разграниченных в теории языкознания понятий «язык – как система» и «речь – как реализация языковой системы».

Итак, речевая деятельность является сложной совокупностью ее факторов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, преимущественно в общении, содержание и понятие которого являются неотъемлемыми смысловыми составляющими речевой деятельности как процесса.

Относительно термина «общение» с такими источниками как словари мы выясняем, что содержание процесса общения понимается как взаимоотношения, деловые и дружеские контакты в двух определениях: «общаться» и «общение». Под термином «общаться» определяется деятельность, а именно:

1. Поддерживать взаимоотношения, деловую, дружескую связь с кем-нибудь. Понимать друг друга; объясняться.

2. Объединяться для совместных действий.

По словарю, например, Вебстера «общение» означает «сообщать, передавать, давать; сделать известным с помощью информации.»; «беседовать, разговаривать». Сам процесс «общения» при этом определяется как акт или факт коммуникации. контакт с помощью слов; обмен мнениями или впечатлениями при непосредственной встрече, или с помощью других

средств; разговора, корреспонденции». Обобщая эти положения, мы можем констатировать, что общий смысл определений двух терминов подобен почти по всем источникам, и выделение или уточнение его может выясняться в повседневной практике в соответствии с отдельно определенной ситуацией.

Что касается научного обоснования «общение» как учебной категории, то в психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к ее анализу и раскрытию.

Наиболее распространенной точкой зрения в научных исследованиях ученых является раскрытие понятия «сущности» общения и выяснения его как вида коммуникативной и индивидуальной деятельности. Причем само общение не является деятельностью, как определяют ученые, а есть формой взаимодействия личностей, осуществляющих различные виды деятельности в процессе общественно-трудовых отношений.

Что касается анализа речевой учебной деятельности в определенном педагогическом процессе общения, то этот процесс выясняется как органическое, социально-психологическое взаимодействие педагога и объекта обучения, которая направлена, в первую очередь, на обмен информацией, организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных и других средств. При этом субъекты общения занимают различные социальные позиции, в которых педагог играет роль организатора и руководителя в решении совместно поставленной задачи.

Как отмечает А. Леонтьев, в таком учебном процессе оптимальным является такое педагогическое общение, в котором создаются наилучшие условия для развития творческой деятельности учащихся, т. е. педагог обеспечивает благоприятный эмоциональный климат; устраняет причины возникновения психологического барьера; создает в коллективе доброжелательную атмосферу для учебного общения

Так, одной из форм общения является языковое (речевое) педагогическое общение, сущность и структура которого в научной литературе исследуется по всем направлениям его осуществления. Рассмотрение структуры педагогического общения и определения ведущих ее функций и компонентов, важных для учебного процесса, предложено, например, В. Панферовым, который, считая процессы общения в обучении важнейшими, выделил четыре подхода к их анализу и изучения: коммуникативный, информационный, гносеологический и регулятивный.

В процессе указанного общения эти функции реализуются одновременно: коммуникативная реализуется при обмене информацией; интерактивная – при взаимодействии партнеров общения при условии одновременности кодирования и декодирования ими знаковых, вербальных и невербальных систем общения; перцептивная осуществляется средствами таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. Заметим, что в зависимости от степени сформированности тех, кто общается, определяется каждая сторона общения, т. е. коммуникация не сводится только к передаче и приему информации, а является процессом учебного взаимодействия субъектов общения. Непосредственная связь с участниками общения определяется в случае осуществления интерактивной функции общения, или, другими словами, коммуникация непосредственно связана с взаимной деятельностью субъектов при решении общей задачи.

При осуществлении перцептивной функции в обучении главным у субъектов общения возникает желание понять отношение и взгляды друг друга, знать мнению других по форме и содержанию конкретного учебного процесса. исходя из того, что эта функция является наиболее коллективного характера, определенные подходы к организации речевого общения могут быть предложенными и целесообразными в соответствии с выяснения конкретного языкового уровня знаний субъектов общения. В педагогическом общении, как на родном, так и неродным языках, для субъектов обучения закономерным является учет психологопознавательных механизмов обучения, с одной стороны, и использование психологических закономерностей организации межличностных отношений в учебном коллективе, с другой.

Общение как одна из форм организации исследуемой деятельности наиболее действенно побуждает студента ставить новые практические и познавательные задачи, самостоятельно находить способы решения их, творчески мыслить. Это позволяет нам говорить о речевой деятельности не как о чисто языковой, а как о культурно-мыслительной, как о единстве содержательной и процессуальной сторон обучения. Конечно, осознание студентом не только преференциальной, но и фактической функции языка, овладение правилами и культурой речевого общения, – все это может положительно повлиять на общую культуру и образование студента. Язык – это форма нашей, жизни, жизни культурного и национального, это форма нашей организации.

В основе связи понятий «звуковая материя языка» и «язык» лежит соотношение категорий «материальный объект» и «деятельность человека». Звуковая материя языка имеет наиболее критическую точку воздействия субстанции на содержание высказывания. «Как только содержание искажается до неузнаваемости – теряется смысл, а общение становится невозможным».

Итак, особенно важным языковым явлением согласно общению субъектов обучения, является выразительное произнесение ими звуков в речевом потоке, поскольку звуки не изолированы друг от друга, их артикуляции взаимодействуют, накладываются друг на друга, и из речевого потока мы выделяем лишь определенные звуковые типы (звукотипы) на основе типичных для этих звуков признаков. Люди не могли бы объясниться, если бы в их памяти не существовали звукотипы, ибо реальный звуковой поток всегда индивидуален, осложненный нетипичными параметрами.

Таким образом, добиться, чтобы субъект непринужденно воспроизводил и творил в условиях учебного общения, можно путем моделирования факторов, которые руководили его деятельностью, и, в частности, речевыми действиями. Иными словами, нужно создать ему такие внешние и внутренние обстоятельства, в которых он будет вынужден принять желаемое для него по содержанию и понятное всем по произношению речевое высказывание, текст.

Публикации по теме:

Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями»Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями» Управление образования администрации Ленинского муниципального района Московской области МБДОУ Детский сад №42 «Родничок» ТЕМА: «Весёлые.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Консультация «Мастер класс как форма освоения профессионального опыта путем инновации»Консультация «Мастер класс как форма освоения профессионального опыта путем инновации» Консультация "Мастер класс, как форма освоения профессионального опыта путем инновации" Мое выступление на методическом часе внутри ДОУ.

Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук»Мастер-класс «Цветы и бабочки для музыкально-педагогической технологии «Хор рук» Недавно я познакомилась с инновационной музыкально-педагогической технологией по методике Т. Боровик «Хор рук» (двигательное двухголосие).

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Мастер-класс для родителей «Лэпбук как форма взаимодействия взрослых и детей»Мастер-класс для родителей «Лэпбук как форма взаимодействия взрослых и детей» Дорогие коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчет нашего мастер-класса. Это мероприятие мы провели 6 декабря. Тема мастер-класса:.

Мастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. ФотоотчетМастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. Фотоотчет Что такое мастер-класс? Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс как форма педагогической коммуникации
Опубликовано: 23 июня 2024 в 07:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс как форма педагогической коммуникации» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кудинова (УИ 1811901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД