Ирина Гордина
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Цель: Ознакомление и распространение опыта работы
Задачи: распространение опыта работы по здоровьесбережению обучающихся.
1. Вступление:
Публикация «Мастер-класс „Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе“» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Здравствуйте. Своё занятие мне бы хотелось начать с притчи. Послушайте её, пожалуйста.
- Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал : «Человек должен быть умным, добрым». Третий сказал : «Человек должен быть здоровым». Это будет совершенное создание, созданное нами.
А один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать самое главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать и решать, куда бы его спрятать. Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие предлагали спрятать его за высокие облака, на солнце. Самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с тех времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
- О каком бесценном даре здесь говорится?
= о здоровье человека.
-А что такое здоровье?
= ответы
- Верно! Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
- Дети многие годы проводят в стенах образовательных учреждений. Практика показывает, что лишь малую часть выпускников можно отнести к числу здоровых. Результаты научных исследований показали, что все изменения в здоровье детей происходят именно в период обучения детей в школе.
Сохранить здоровье каждого – наша задача.
2. Основная часть.
-У вас на столах лежат конверты с карточками.
- Я вам предлагаю работу в парах.
Работа в паре. Вам нужно выбрать и поставить на первое место самое важное в нашей жизни.
(здоровье семья работа учеба друзья) (Приложение 1)
(Пары работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)
- Вы поставили на первое место ЗДОРОВЬЕ
- Почему?
- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
- Если наше здоровье зависит от нас самих, значит, можно сделать многое.
- Что может сделать учитель для сохранения и укрепления здоровья детей во время урока?
= использовать здоровьесберегающие технологии
-А что такое здоровьесберегающие технологии?
= Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
- Вот какое определение дано в словаре терминов к курсу «Здоровьесбергающие технологии в работе с детьми» - здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников.
- Значит, в случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат - получение учащимися образования без ущерба для здоровья.
Работа в группах. Составление кластера.
Вопрос. Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? (Приложение 2)
- Итак, на здоровье детей положительно влияют следующие факторы:
- двигательная активность;
- психологическое здоровье школьника;
- творческий характер процесса обучения;
- использование оздоровительной силы природы;
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.
- Сегодня я хочу раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.
1. Двигательная активность.
В рамках урока это могут быть физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, дыхательная, профилактическая, пальчиковая).
Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.
Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам, а также снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий, мобилизуют биоэнергетический потенциал человека.
Практика
*На своих уроках использую различные виды гимнастики. Вот некоторые из них, которые активизируют деятельность головного мозга, способствуют развитию творческих способностей, внимания, речи, мышления.
Каждое утро мы начинаем с такой «зарядки для ума».
- Встали. Сначала растираем ушки, затем тянем за мочки вниз – 3 раза. Далее проводим такую игру «Да, да, да. Нет, нет. Не знаю» (Киваем головой). И заканчиваем дыхательной гимнастикой. Поворачиваемся к окну, делаем глубокий вдох через нос, выдох через рот. Повторяем 5-6 раз.
* На уроках выполняем такое упражнение «Слон». Прошу всех встать. Прямая осанка. Голову кладем на правое плечо, вытягиваем правую руку вперед, это представьте хобот, и рисуем цифру 8. Зрение направлено на пальцы, а теперь кладем голову на левое плечо и продолжаем упражнение.
* Или, например, минутка покоя «Послушаем тишину!»
* Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, внимания, активизации головного мозга
Итак. повторяем за мной. Положение: сидя.
Здравствуй, пальчик
Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик сам все съел,
Оттого и потолстел.
2. Психологическое здоровье школьника. Нужно научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. (Пауза 30с.) Теперь ты снова на своем облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в классе.
Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
3. Творческий характер процесса обучения
Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим использую занимательные уроки, нестандартные уроки : уроки - игры, уроки – соревнования, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
Например, игровой момент на уроке русского языка
Первая буква.
В этой игре нужно назвать больше слов, начинающих с заглавной буквы (звука). Участники делятся на две команды. Ведущий (учитель или ученик) объясняет правила игры и называет какую-нибудь букву (звук, а команды по очереди перечисляют предметы, находящиеся в классной комнате, названия которых начинаются с этой буквы (звука). Выигрывает та команда, игроки которой назвали больше слов.
Игровой момент на уроке математики
«Назови дни недели»
-дать понятие о последовательности дней недели.
Дети стоят в кругу. Учитель называет день недели и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, называет следующий день и бросает мяч товарищу. Можно договориться называть дни недели в обратном порядке.
4. Использование оздоровительной силы природы.
- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);
- экскурсии;
- подвижные игры на свежем воздухе и т. д.
5. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике использую разноуровневые разъяснительные инструкции.
Методы здоровьесбережения на сегодняшний день широко используются учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физкультминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании также уделяют время вопросам здоровья.
При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
Задание на группировку слов по одному общему признаку. (Приложение 3)
Сон, сын, рот, дом, сад, вол, рак, дым, выл, рыл, вал, дал.
1 пара. Раздели слова на три равные группы. Запиши.
2 пара. Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. Запиши каждую группу слов в отдельный столбик.
3 пара. В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой с буквой – Ы, а в третий - с буквой А.
Вывод.
Включение в урок здоровьесберегающих технологий позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости, улучшению психологического климата в классе.
Рефлексия. На своих уроках я использую упражнения по рефлексии настроения и эмоционального состояния. «Цветик - многоцветик», «Цветовой лист настроения». (Приложение 4)
А теперь мы составим свой лист настроения на данный момент. Выбираем соответствующий вашему настроению круг и приклеим на общий лист. (на столе лежат кружки трех цветов, клей, а лист – на доске: оранжевый – радостное, теплое; зеленый – спокойное; фиолетовый – тревожное, напряженное).
Спасибо. (я вижу что преобладающее настроение теплое, хорошее, я надеюсь, что оно у вас еще улучшится.)
-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.