МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников»

лариса селиванова
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование ТРИЗ-технологий

в развитии познавательных способностей

старших дошкольников».

Основная цель использования ТРИЗ- технологии в детском саду:

Воспитание творчески развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Публикация «Мастер-класс „Использование ТРИЗ-технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников“» размещена в разделах

Основатель ТРИЗ- технологий Генрих Саулович Альтшуллер:

Девиз тризовцев : «Можно говорить все! Мы все здесь умные!»

Триз- это :

• Приемы нахождения новых идей;

• Приемы фантазирования;

Алгоритмы создания собственных творческих продуктов: сочинение загадок, игр, сказок и т. д.

Решение изобретательских задач под девизом : «Не навреди!»

Преимущества ТРИЗ :

• Не требует больших затрат времени,

• Можно использовать в традиционной системе обучения,

Развивает фантазию, воображение у детей,

• Вселяет уверенность в своих силах.

Принципы построения занятий на основе ТРИЗ в детском саду :

• При минимуме сообщения информации- максимум рассуждений.

• Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.

• Активизация творческого воображения.

Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно – следственные связи и прочее.

• Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов.

С целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажеры ума»

1. Комплекс упражнений «Тренажер ума» :

• Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы.

• Вспомни, как выглядит твоя комната. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду ( при этом можно уточнить детали: цвет, размер, фому, особые приметы).

• Одно из этих слов лишнее. Какое?- хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?

2. Игра: «Да- нет»

Загадать детям слово (число, дети отгадывают, задавая вопросы, так чтобы можно было отвечать на вопросы только «да» и «нет».

Пример: задумано число 3 из первых пяти цифр. Дети задают вопрос: «Это число больше двух?», «Это число меньше четырех?»

3. Прием «Хорошо- плохо»

Важно! Не предполагает конкретного ответа.

Формирует:

• Умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

• Умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

• Умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Пример:

Зима – это хорошо или плохо?

Хорошо- можно кататься на санках, лыжах. Играть в снежки…

Плохо- холодно, гололедица, много одежды…

4. Шуточная «Придумай название домику» ( по принципу Винни Пуха:

у Совы- совешник)

у скворца – скворечник.

У воробья- воробьешник…

5. Схемы рассказа-

Алгоритм:

• Мнемотехника

• Перфокарты…

6. Задачки на логику:

• Сколько красок понадобиться, чтобы

• покрасить каждую сторону разным цветом?

ГРИБЫ - ЯГОДЫ

«Назови и объясни».

Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? (Подосиновик)

А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадайте, малыши,

Какой гриб они нашли? (Масленок)

Самый яркий и красивый

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! (Мухомор)

Чего больше в квартире: стульев или мебели? Что может быть как горячим, так и холодным (Утюг, холодильник, плита.)

• Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели)

Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся)

• От чего плавают утки? (От берега)

• На одном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать)

По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья) Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре)

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа и пять свиней.

Сколько птиц? Ответь скорей!

(Пять)

6. Настольные игры:

Круги Луллия: «Кто кем был?», «Кто кем будет?», «Времена года»

Цепочка: «Что было в начале?»

«Ассоциация»

7. Театрализованные игры:

«Колобок».использованием граненного карандаша)

«Репка»(в виде пальчиковой гимнастики)

Использование ТРИЗ- технологии способствует :

*развитию у детей дошкольного возраста гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения, творческого воображения, фантазии, познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;

*преодолению стереотипности мышления;

*развитию коммуникативных умений и навыков.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО "познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности".

Многие современные программы и методики содержат рекомендации по развитию этих качеств, но именно игровые ТРИЗ- технологии дают возможность ребенку почувствовать свою значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Поэтому важной особенностью считаю применение игровых методов и приемов ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей у дошкольников.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников»
Опубликовано: 5 октября 2020 в 15:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем лариса селиванова (УИ 426304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД