лариса селиванова
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование ТРИЗ-технологий
в развитии познавательных способностей
Основная цель использования ТРИЗ- технологии в детском саду:
Воспитание творчески развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
Публикация «Мастер-класс „Использование ТРИЗ-технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Основатель ТРИЗ- технологий Генрих Саулович Альтшуллер:
Девиз тризовцев : «Можно говорить все! Мы все здесь умные!»
Триз- это :
• Приемы нахождения новых идей;
• Приемы фантазирования;
• Алгоритмы создания собственных творческих продуктов: сочинение загадок, игр, сказок и т. д.
• Решение изобретательских задач под девизом : «Не навреди!»
Преимущества ТРИЗ :
• Не требует больших затрат времени,
• Можно использовать в традиционной системе обучения,
• Развивает фантазию, воображение у детей,
• Вселяет уверенность в своих силах.
Принципы построения занятий на основе ТРИЗ в детском саду :
• При минимуме сообщения информации- максимум рассуждений.
• Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
• Активизация творческого воображения.
• Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно – следственные связи и прочее.
• Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов.
С целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажеры ума»
1. Комплекс упражнений «Тренажер ума» :
• Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы.
• Вспомни, как выглядит твоя комната. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду ( при этом можно уточнить детали: цвет, размер, фому, особые приметы).
• Одно из этих слов лишнее. Какое?- хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?
2. Игра: «Да- нет»
Загадать детям слово (число, дети отгадывают, задавая вопросы, так чтобы можно было отвечать на вопросы только «да» и «нет».
Пример: задумано число 3 из первых пяти цифр. Дети задают вопрос: «Это число больше двух?», «Это число меньше четырех?»
3. Прием «Хорошо- плохо»
Важно! Не предполагает конкретного ответа.
Формирует:
• Умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
• Умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
• Умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Пример:
Зима – это хорошо или плохо?
Хорошо- можно кататься на санках, лыжах. Играть в снежки…
Плохо- холодно, гололедица, много одежды…
4. Шуточная «Придумай название домику» ( по принципу Винни Пуха:
у Совы- совешник)
у скворца – скворечник.
У воробья- воробьешник…
5. Схемы рассказа-
Алгоритм:
• Мнемотехника
• Перфокарты…
6. Задачки на логику:
• Сколько красок понадобиться, чтобы
• покрасить каждую сторону разным цветом?
ГРИБЫ - ЯГОДЫ
• «Назови и объясни».
Взяли мы с утра корзинки
И пошли в лесок.
И нашли мы под осинкой
Маленький грибок. Какой? (Подосиновик)
А у Пети с Васей
Руки словно в масле.
Отгадайте, малыши,
Какой гриб они нашли? (Масленок)
Самый яркий и красивый
И полезный для зверей.
Не клади его в корзину:
Он опасен для людей! (Мухомор)
• Чего больше в квартире: стульев или мебели? Что может быть как горячим, так и холодным (Утюг, холодильник, плита.)
• Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели)
• Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся)
• От чего плавают утки? (От берега)
• На одном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать)
• По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья) Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре)
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять свиней.
Сколько птиц? Ответь скорей!
(Пять)
6. Настольные игры:
• Круги Луллия: «Кто кем был?», «Кто кем будет?», «Времена года»…
• Цепочка: «Что было в начале?»
• «Ассоциация»
7. Театрализованные игры:
• «Колобок».(с использованием граненного карандаша)
• «Репка»(в виде пальчиковой гимнастики)
Использование ТРИЗ- технологии способствует :
*развитию у детей дошкольного возраста гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения, творческого воображения, фантазии, познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;
*преодолению стереотипности мышления;
*развитию коммуникативных умений и навыков.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО "познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности".
Многие современные программы и методики содержат рекомендации по развитию этих качеств, но именно игровые ТРИЗ- технологии дают возможность ребенку почувствовать свою значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Поэтому важной особенностью считаю применение игровых методов и приемов ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей у дошкольников.