Елена Елена
Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР - КЛАСС
«Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса : создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия
Публикация «Мастер-класс „Использование ТРИЗ-технологии „Волшебные круги Луллия“ в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.
Задачи мастер - класса :
- обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста;
- организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия
Актуальность:
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникационные средства и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому, педагог должен искать интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка.
Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности…
Новое это хорошо забытое старое,
Но иногда старое возвращается так скоро,
Что о нем даже не успеваешь забыть.
Феликс Кривин
В 12 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» – это что-то вроде компьютера, только для слов.
Пособие является одним из средств развития интеллектуальных творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования дошкольных учреждений.
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
– это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.
Цель ТРИЗ : не просто развить фантазию детей, но и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Эффект огромен:
в первую очередь – это познание языка и мира в их взаимосвязи.
Круги Луллия позволяют решать следующие задачи:
развитие познавательной активности;
развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
формирование элементарных математических представлений;
обогащение активного словаря;
развитие связной речи;
развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах.
Для детей 3-4 лет целесообразно брать только два круга с 4секторами на каждом.
Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами.
Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Данный игровой метод организации образовательной деятельности способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжения, обеспечивает восприятие нового материала.
Игры с кругами Луллия можно условно разделить на три типа:
1. Игры на подбор пары
В этих играх одной картинке 1 круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2 круга.
2. Игры с элементом случайности
В этих играх дети одновременно раскручивают оба круга. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го круга сочетается с любой картинкой 2-го круга и наоборот.
3. Игры на развитие творческого воображения. Обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что корова стала воспитывать котенка, как она о нем будет заботиться, чему станет его учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии
Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры.
Методика построения колец Луллия :
На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Конструкция по типу пирамидки. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, символы, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Вывод: Метод кругов Луллия, как один из инновационные технологий и методических приёмов, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия.
Литература:
Логинова Л. «Кольца Луллия» /Обруч№4 2004г. /
Сидорчук Т. А., С. В. Летюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» изд. АРКТИ, 2015г.
Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов :
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Варианты использования кругов для игрового пособия «Загадочный круги» :
1. Сочетание элементов в кругах-Задания Объекты с объектами «Найди, чем похожи»;«Больше - меньше»;«В какой сказке есть оба героя?»….
2. Природные объекты с характерными признаками класса- «Найди, что растет»;«Как проявляется свойство «болезни» у этого объекта?»
3. Объекты с частями -«Чья это часть?»;«Где у данного объекта такая часть?»….
4. Объекты и материалы- «Найди объект, сделанный из этого материала»;
«Как сделать такой объект именно из этого материала?» Например: стеклянное платье, шоколадный дом, книгу из фольги и т. д.
5. Части с частями- «Если соединить вместе эти части, какой объект получится? Для чего?»…
6. Объекты со знаками:Буквами, цифрами, номерами, геометрическими формами «Найди в объекте столько частей, сколько означает цифра»;
«Где в изображении объекта спряталась цифра?»;«Есть ли эта буква в названии объекта?»;«Как будет называться объект, если его первой буквой станет…»;«Придумай дело для объекта, которое начинается на букву.»;
«Какая служба спешит на помощь?»(Сочетание представителей служб спасения и телефонов вызова этих служб);
7. Знаки со знаками «Придумай задачку с этими числами»;
«Подбери знак, который можно поставить перед этими числами»;
«Составь двухзначное число»;«Вспомни слово, в котором есть обе эти буквы»;«Сложи слоги»;«Сложи слово из слогов, придумай ему значение»;
8. Объекты со свойствами: Сказочные герои с характерами; природные объекты с характерными признаками класса «Найди то, что растет»;«В какой сказке герой с таким характером?»;«Придумай, как закончится эта сказка, если у героя станет такой характер»…
1-й круг- картинки сюжетов из знакомых сказок;
2-й круг- изображение любых объектов из этих же сказок;
3-й круг- схемы волшебных преобразований
«Посмотри, из какого литературного произведения оказался сюжет под стрелкой»
(«Красная шапочка» Ш. Перро).
9. Вспомни героев сказки; найди предмет из нее (корзинка); подбери волшебника (волшебник объединения).(Волку добавлено свойство говорить.)
«Раскрути круги и посмотри, какое сочетание получилось». Картинка с сюжетом из английской народной сказки «Три поросенка» совпала с объектом материального мира (сковорода из сказки «Федорино горе» К. И. Чуковского) и схематичным изображением волшебника. Уменьшения: как поможет поросятам волшебная сковорода справиться с волком?
1-й круг- картинки с изображением мест действия из различных сказок
(болота, леса, комнаты, деревни, чудесного сада);
2-й круг- дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев «Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет».
(Герой- черепаха Тортила, живет в болоте.)
«Посмотри: сюжет из какого литературного произведения оказался под стрелкой? Назови героя и его новое место действия».
(Гуси- лебеди обитают в лесной избушке.)
На 1-м круге картинки с изображениями героев литературных произведений.
На 2-м круге схематично обозначены черты характера героев или свойства предметов «Объедини героя с его основным свойством, чертой характера».
(Ворона из басни «Ворона и лисица» - тщеславная; старуха из сказки «Золотая рыбка»- скупая. И т. д.)
«Посмотри: герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой?Перечисли черты его характера. Объедини героя с новой чертой характера. Расскажи, как изменится сказка».(Крот из сказки «Дюймовочка» стал щедрым)
На 1-м круге картинки с изображением частей суток, времен года;
2-й круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев «Выбери героя. Вспомни название сказки и определи время происходящего» (Приключения Буратино происходят летом.)
«Посмотри: герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой? Расскажи о действиях героя в другом времени».
(Действие сказки «Дюймовочка» происходят зимой.)
Тренинг по признаку «Цвет»
Цель: формировать обобщенное понятие, что у каждого объекта есть цвет и он может меняться в результате разных условий. Формировать интерес ребенка к проблемам, связанным с изменением цвета.
Оборудование:
1 круг - объекты одноцветные и разноцветные (радуга, желтый цыпленок, зебра, пестрая рубашка, яблоко, клумба алых тюльпанов, голубое море, разноцветные бусы).
2 круг - кляксы разного цвета (оранжевая, желтая, черная, белая, красная, голубая, зеленая, фиолетовая).
1. «Найди реальное сочетание»
Выбери объект и подбери к нему цвет. (Цыпленок - клякса желтого цвета. Цыпленок желтого цвета. По цвету цыпленок желтый) и т. д.
• Обратите внимание, во фразе, которую произносит Ваш ребенок, должно всегда присутствовать слово «цвет» (название признака). Это ведет к тому, что у ребенка формируется способность к обобщению. Очень ценно, если ребенок зеленый цвет ставит под изображением «Яблоко», объясняя, что яблоко бывает зеленого цвета или листок у яблока бывает зеленого цвета, далее переводит стрелку под изображение «радуга», объясняя, что у радуги одна полоска зеленого цвета. Тем самым ребенок показывает, что у него формируется обобщение: зеленый цвет может быть у многих объектов.
2. «Объясни необычное сочетание»
Объясни необычность цвета. (Яблоко - черный цвет. Яблоко бывает черного цвета ночью, когда нет освещения, или, оно может быть черным, когда испортилось.)
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
- Придумай фантастическую историю про фиолетовые яблоки. (Одна принцесса очень любила фиолетовый цвет, для нее стали выращивать фиолетовые яблоки).
- Как это происходило? - (Выращивались обычные яблоки, их специально красили в фиолетовый цвет или подавали при определенном освещении).
4. «Реши проблему»
- У яблока появился необычный фиолетовый цвет.
- Что хорошего, что яблоки фиолетовые? (Червяки их меньше едят. За необычные яблоки люди больше платят).
- Что плохого, что они фиолетовые? (Не очень аппетитно выглядят. Тяжело узнать, когда они созревают. Они плохо видны на дереве для сбора урожая).
- Как собрать фиолетовые яблоки в засохшей листве дерева? (Пылесосом сдуть листву, тогда яблоки останутся на дереве).
• Если ваш ребенок понял, что у любого объекта есть цвет, обычный и необычный, можно перейти на более высокий уровень, добавив третий круг с другим признаком.
Варианты творческих заданий
Цель: формирование понятия, что объекты бывают одноцветные, двухцветные, разноцветные или многоцветные. Объединение с признаком «количество» и «цвет».
1 круг – цифры, 2 круг – кляксы, 3 круг – картинки с объектами
- Выбери объект, подбери к нему цифру и цвет. (Яблоко красное с желтым пятнышком - – цифра 2 - Клякса красно-желтая. Два цвета, яблоко двухцветное).
Цель: формирование понятия, что новый цвет создается из двух или нескольких цветов.
На всех кругах цветные кляксы.
- Составь новый цвет (Третий круг – цветные кляксы могут создаваться самим ребенком красками, смешивая цвета, пересекающиеся на двух других кругах (Красный + синий = фиолетовый).
• Формирование понятия цвета – один из первых шагов познания ребенком мира. Используйте эти игры для развития чувств, воображения, умения выражать себя с помощью цвета.