Юлия Александровна Лебедева
Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий при взаимодействии с родителями. Детское портфолио»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса : представление педагогического опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении.
Задачи:
1. Представить опыт работы по использованию современных образовательных технологий в работе с родителями.
2. Познакомить участников мастер-класса с технологией «Портфолио» в работе с родителями в ДОУ.
3. Углубить знания педагогов об алгоритме создания портфолио.
Публикация «Мастер-класс „Использование современных образовательных технологий при взаимодействии с родителями, Детское портфолио“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
4. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой в процессе практической деятельности.
5. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Материал и оборудование: проектор, презентация, шаблоны портфолио.
Мастер-класс пройдет в четыре этапа:
1. Представление опыта по использованию современных образовательных технологий в работе с родителями.
2. Знакомство участников мастер-класса с технологией «Портфолио» в работе с родителями в ДОУ
3. Имитационная игра по моделированию портфолио.
4. Рефлексия.
Ход мастер – класса :
Актуальность.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Одним из важных условий реализации образовательной программы нашего ДОУ (в соответствии с ФГОС ДО) является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели, родители — главные участники педагогического
процесса. Наблюдая за современными родителями, мы пришли к выводу, что в большинстве своём они люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей, даже некоторые знакомы с методиками дошкольного обучения. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительный результат.
Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих современных технологий в работе с семьями воспитанников.
Сегодня насчитывается больше сотни педагогических технологий по взаимодействию всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ, базирующихся на приоритетных направлениях ФГОС ДО.
Продолжить свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Передав ручку, расскажите о той технологии, которую Вы используете в работе с родителями своего ДОУ?».
К числу самых используемых эффективных педагогических технологий в работе с родителями можно отнести :
1. Здоровьесберегающие технологии;
2. Технологии проектной деятельности;
3. Технология исследовательской деятельности;
4. Информационно-коммуникационные технологии;
5. Личностно-ориентированные технологии;
6. Технология портфолио дошкольника и воспитателя;
7. Игровая технология;
8. Технология «ТРИЗ»;
9. Скетчбук и трэвелбук в работе с родителями.
Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга. И в ситуации, когда в творческий процесс погружены дети, а родители наблюдают и помогают и восхищаются результатом.
Забавно наблюдать, как родители, помогая детям, так увлекаются
творчеством, что сами становятся детьми: будто впервые узнают, что из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками можно сделать мир ярче, а клеем можно слепить не только бумажные детали поделки, но и пальцы.
Радость, интерес, восторг — все это делится пополам. И от этого увеличивается вдвое. Вы становитесь частью его жизни, не той где мама и папа заботятся: поел ли? поспал? тепло ли оделся? А той где ребенок — маленькой создатель. Где он сам придумал! Сам сделал! Он уже взрослый, у вас появляются общие радости и вопросы: как сделать лучше, вкуснее, красивее? как скрепить детали? И много- много других взрослых вопросов!
Чем совместное творчество в условиях игрмастера может быть полезно для отношений родителей и детей? Это:
• Приятное совместное время препровождение (хорошая альтернатива мультикам)
• Совместная деятельность очень сближает и развивает обоих участников.
• Когда мама рядом и включена в процесс вместе с ребенком, он чувствует, что он любим!
• Вы можете стать для ребенка другом, если не просто присутствуете, а делаете вместе.
• Ребенок чувствует, что вам можно доверять, т. к. вы искренне проявляете интерес к его детским делам.
• Творчество – хороший способ воспитывать в ребенке черту характера – доводить дело до конца.
• Создание чего-то нового дает ребенку ощущение собственной значимости (Я МОГУ)
• Если вы расставляете детские поделки в квартире, размещаете детские работы на зеркала, шкафы или у вас есть для это специальная полка в зале (не в детской комнате) – это дает ребенку ощущение, что его в вашей семье уважают и принимают за равного!
Сегодня нам бы хотелось познакомить вас с технологией «Портфолио в работе с родителями в ДОУ» и показать роль и степень участия родителей в изготовлении этого пособия.
Практическая часть.
Имитационная игра по моделированию Портфолио.
Что же такое Портфолио?
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Основные функции портфолио дошкольника.
• диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
• целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
• мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты;
• содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
• развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
• рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений ребёнка.
Условия достижения цели при создании Портфолио :
1. Одно из главных условий – это добровольность.
Ведение портфолио не делать обязательным, чтобы не носило формальный характер. Отбор материала ребёнок делает самостоятельно. Сбор информации не пускать на самотёк. Учитывать мнение ребенка в сборе информации и материалов.
2. Знать цель сбора информации и цель создания самого портфолио :
для сбора достижений, результаты работы по какому-то направлению (например, в искусстве, спортивные достижения и т. д.);
накопительной, информация собирается за определённый период, (возможность увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени);
тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Моя семья» и т. д.
3. Четкое количество разделов и рубрик (тематика определяется индивидуально для каждого случая).
4. Удобство хранения (систематизация и хранение материалов).
5. Систематичность в сборе информации. Постоянное пополнение портфолио и проведение анализа имеющихся материалов. Определить периодичность работы (2 раза в квартал).
Алгоритм работы над портфолио :
1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определение вида портфолио.
3. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
4. Определение структуры портфолио : количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Структура создания портфолио дошкольника :
Четкой структуры создания портфолио не существует.
Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка.
Портфолио должно быть ярким и красочным.
Обязательное участие взрослых.
Примерный вариант рубрик «Портфолио» :
1. Титульный лист
2. «Давайте познакомимся» (в разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, название группы, день рождения, возраст, город).
3. «Моя семья» (фото семьи, рисунок, аппликацию).
4. «Мир вокруг нас» (путешествия, прогулки по городу, утренники в детском саду и т. д.).
5. «Мои увлечения» (спорт, танцы, рисование и т. д.).
6. «Мы играли, рисовали» ( творчество ребенка: рисунки, лепка, аппликация, конструирование, игры на улице, дома).
7. «Мои успехи» (дипломы, грамоты).
8. «Моя мечта» (о чем мечтает ребенок).
Виды портфолио :
Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким.
Портфолио дошкольника для мальчика можно выполнить в ярких тонах, оформить наклейками с изображениями автомобилей, трансформеров, супергероев и других любимых предметов и персонажей.
При создании портфолио дошкольника для девочки лучше выбирать розовые, бежевые или золотистые тона. Можно добавить блестки, стразы и пайетки.
Портфолио может иметь несколько видов:
- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов (создается при помощи взрослого в виде презентации, веб-страницы или веб-сайта, содержит большое количество информации, а также фотографий, аудио и видеозаписей).
Электронное портфолио можно создавать компьютерной программе Power Point.
Тематические бесплатные сайты, которые можно использовать для создания электронного портфолио педагога и дошкольника:
конструктор сайтов https://www.wix.com (бесплатный, масса сервисов, возможность создавать защищенные веб-страницы и давать доступ к ним только определенным пользователям, мобильная версия)
сайт https://www.4portfolio.ru (бесплатный, расширенные сервисы, возможность загрузки текстовых, графических и звуковых файлов, видео и анимационных роликов, возможность сетевого взаимодействия, защищенность, ограниченное дисковое пространство и обязательность регистрации на ресурсе).
конструктор сайтов https://www.uCoz.ru (бесплатный, масса сервисов, расширенные возможности публикации);
всероссийский бесплатный конструктор портфолио https://www.uchportfolio.ru (удобный и доступный интерфейс, возможность создания собственного дизайна, возможность публикации статей и материалов в общем каталоге сайта);
конструктор сайтов https://www.jimdo.com (бесплатная версия содержит свой собственный шаблон дизайна и рекламу, которая всплывает или «висит» в окне, имеются возможности публикации файлов, изображений, мобильный клиент и интеграция с социальными сетями, нет защищенности информации от других пользователей);
электронное портфолио педагогов https://pedportfolio.ru бесплатная, открытая одностраничная форма заполнения портфолио;
сайт https://www.folio24.com ( ограниченный функционал бесплатной версии: публикация фотогалерей и творческих работ в открытом доступе);
сайт https://www.portfoliopen.com/ru-ru (бесплатная ограниченная версия, расширенный дизайн, до 3ГБ места на диске для работ).
Выбрать платформу, опираясь на Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014.
- Портфолио-раскраска (создается в виде папок со страницами, оформленными самим ребенком, содержит рубрики, в которых дошкольник самостоятельно раскрашивает, украшает, но записи выполняются взрослым).
- Портфолио традиционное, в виде красочной папки (создаётся в виде папок, картотек и содержит информацию о ребенке, его достижения, рисунки, фотографии и другие материалы на бумажном носителе).
АВТОРЫ: Коршикова Надежда Александровна, Гончарова Ольга Витальевна
К портфолио прилагается папка, в которую можно вложить грамоты, благодарности, дипломы, лучшие рисунки, фотографии выступлений на концертах, изготовленных объёмных макетов или вылепленных скульптур, а также фотографии участия в конкурсах, утренниках, театральных постановках детского сада. Важно включать сюда самые лучшие работы и фотографии, которые нравятся также и самому ребёнку. Это поможет оценить предпочтения ребёнка и его наклонности.
В каждом разделе представлены следующие образовательные области :
• познавательное развитие - «Умницы и умники»;
• речевое развитие – «Словечко за словечком»;
• художественно-эстетическое развитие – «Мы играли, рисовали…»;
• социально-коммуникативное развитие – «Вместе веселее»;
• физическое развитие – «Сильные, смелые, очень умелые».
Взрослые при работе с портфолио смогут :
• своевременно отмечать успехи ребёнка,
• поддерживать его интерес к различным видам деятельности (занятиям, игре, наблюдениям, физическим упражнениям и т. п. ,
• формировать у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки.
В нашем детском саду проект портфолио дошкольника используется как копилка творческих работ - туда педагоги добавляют рисунки, поделки детей.
Мастер-класс заполнения готового шаблона для портфолио в программе Мicrosoft Рowerpoint (Презентация)
Приобретая шаблон для портфолио, родители интересуются : «В какой же программе я могу его заполнить?». Я предлагаю программу, в которых работаю сама. Ставить другие на свой компьютер ради одного портфолио будет не каждый, да и места они занимают немало.
Итак:
1. Открываем программу Microsoft Powerpoint. Для начала нам нужно сменить положение листа с горизонтального на вертикальное. Нажимаем Файл — Параметры страницы. Выходит окно. Меняем галочку с альбомной на книжную.
2. Далее выделяем и удаляем клавишей Delete все рамки. Они нам пока не нужны. Готово. Получаем чистый лист.
3. Нажимаем Вставка — Рисунок — Из файла. Выходит окно, где мы выбираем нужную нам страницу шаболна портфолио. Нажимаем Вставить.
4. Шаблон вствляется по размеру гораздо больше нашего листа А4. Ничего страшного. За уголочки регулируем размер, пока он нас не устроит.
5. Далее идем уже по знакомому маршруту Вставка — Рисунок — Из файла. Выбираем уже фотографии, которые будем ставить в портфолио.
6. Фото встаёт прямо поверх нашего шаблона и легко по нему перемещается. Размер тоже регулируется. Ставим фото на нужное нам место.
7. Далее заполняем текстовую часть. Здесь всё проще простого и многим известно. Нажимаем Вставка — Надпись. Щелкаем на нужном нам месте, появляется окошечко для написания текста.
8. Набираем текст. Можно изменить его размер, цвет, сделать наклон. Это всё на панели вверху, как и в программе Word.
9. Заполняем лист до конца. И создаем новый слайд.
10. И уже «по накатанной» Вставка — Рисунок — Из файла. Вставляем следующий шаблон портфолио. Затем фото и текст.
Таким образом заполняем все нужные нам страницы портфолио. Наше портфолио готово.
Распечатываем дома или несем в полиграфический салон.
Радуйте своих деток красивым портфолио!
Рефлексия.
— Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, родителям, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе.
Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе, родителям.
Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!
Спасибо за внимание!
Самое главное — не забывайте получать удовольствие от самого процесса! Творческих успехов!