Ирина Черепанова
Мастер-класс «Использование развивающих игр для развития математических способностей в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю вам мастер-класс по теме «Использование развивающих игр для развития математических способностей в условиях реализации ФГОС».
Цель мастер-класса - представить педагогам опыт работы по формированию математических способностей в рамках развивающих игр в детском саду.
Публикация «Мастер-класс „Использование развивающих игр для развития математических способностей в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по использованию развивающих игр для развития математических представлений детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Оборудование: баночки от крема, фломастеры, пуговицы, маркеры для белой доски, лист пластмассы, шарф, тетрадные листы в клетку, ручка или простой карандаш.
1. Теоретическая часть.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.
Ключевая установка ФГОС дошкольного образования –это поддержка разнообразия детства через создание условий для развития способностей каждого ребёнка.
Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития.
В дошкольном возрасте развитие личности ребенка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях. Термин «развивающие игры» прочно вошел в арсенал педагогов и родителей дошкольников. Однако в большинстве случаев игры, которым приписывается название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Это может свидетельствовать о том, что развитие ребенка с точки зрения взрослых понимается исключительно как расширение кругозора и освоение навыков.
Развивающая игра - это полноценная, специфическая и довольно содержательная для малышей деятельность, обладающая своими побудительными мотивами и способами действий.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная, внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий.
Цель развивающей игры - формирование конкретных психических процессов и способностей детей.
Дошкольники обучаются способам действий, в этом заключается познавательный аспект развивающей игры. Дети не получают готовые знания, а добывают их сами. Происходит формирование психических процессов, способностей.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста разделяют на 9 видов:
1) игры, сближающие детей с взрослыми и друг с другом. Способствуют укреплению взаимоотношений между детьми и взрослыми;
2) игры, формирующие нравственно-волевые качества личности. Способствуют воспитанию у детей самоконтроля, выдержки, способности преодолевать робость, умение соблюдать правила;
3) игры, развивающие направленное слуховое восприятие. Формируют умение прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать их и различать, узнавать либо находить на слух источники звука;
4) игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. Развивают умение различать и называть цвета, различать тоны цветов путем сравнения образца с разными предметами;
5) игры на развитие восприятия формы. Формируют способность узнавать знакомые предметы по форме на ощупь, различать геометрические фигуры;
6) игры на развитие восприятия качеств величины. Учат различать и сравнивать объекты по величине;
7) игры для развития целенаправленного внимания. Формируют целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания;
8) игры на развитие речи и мышления. Закрепляют уже достигнутый уровень развития мышления и речи, а также развивают эти два процесса в необходимом единстве;
9) игры на развитие памяти (особенно зрительной). Способствуют развитию целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика, так как в ней заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Математика – один из самых трудных учебных предметов. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом.
И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании игровых методов и приемов.
Учитывая эту особенность детской психологии, педагоги используют развивающие игры для всестороннего развития малышей.
2. Практическая часть.
Сегодня мы рассмотрим и обыграем эффективные развивающие игры, которые представляют интерес для детей, просты в изготовлении и применении. По ходу нашей работы вы можете предложить свои интересные игры или варианты представленных игр.
Развивающие математические игры связаны с использованием готового набора «Геометрическая мозаика», природного и бросового материала, канцелярских принадлежностей.
Перед воспитателями раскладываются предметы: баночки от крема, фломастеры, пуговицы, маркеры для белой доски, лист пластмассы, шарф, тетрадные листы в клетку, ручка или простой карандаш.
Задание: какие игры можно организовать используя данные предметы, цель игры, для какого возраста.
Примеры игр.
Игра «Подбери крышку» (2-3года)
Цель: развивать навыки классификации и сопоставления предметов (большие, маленькие)
Оборудование: баночки от крема разного размера, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка.
Описание: воспитатель говорит ребенку, что перепуталисьвсе крышечки, и предлагает помочь подобрать крышки по размеру. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Можно усложнить игру. Предложить ребёнку закрыть только большие баночки или маленькие.
Игра «Закрой фломастер» (2-3 года)
Цель: развивать навык систематизации предметов по признаку, мелкую моторику; различать цвета.
Оборудование: фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.
Описание: снять колпачки с фломастеров, смешать их. Предложить ребёнку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Назвать цвет колпачка и фломастера.
Игра «Пуговицы»
Цель: развивать навык классификации предметов по признаку, закономерности; внимание, мышление
Оборудование: пуговицы разного размера, цвета.
Описание: Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать: по размеру, по цвету. (для детей 3 лет).
Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше (для детей 3-4 лет).
Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п. (для детей 4-5 лет).
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная-белая. Предложите ребенку продолжить (для детей 5-6 лет). Игра развивает внимание, мышление.
Игра «Исправь ошибку» (от 2 лет)
Цель: развивать пространственное представление, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: маркер для белой доски, пластмасс или стекло, зеркало.
Описание: нарисовать ребёнку картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например: дерево с зелёными листочками, цветы, радугу и снеговика. Предложить ребёнку найти и показать ошибку, обосновать своё мнение.
Для 5-7 лет: дерево с зелёными листьями, цветы, радугу и солнце внизу.
Предложить детям нарисовать картинку, называя где рисовать предмет.
Игра «Кукловоды»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, память.
Оборудование: платок или шарф.
Описание: воспитатель предлагает одному ребёнку выступить в роли «кукловода», а другому в роли «куклы». «Кукле» завязывают глаза и «кукловод» водит ее, держа за плечи по несложному маршруту и говорит, например: 5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад и т. д. Затем «кукле» развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца.
Можно усложнить : «куклу» водить в полном молчании.
Графический диктант
Цель: развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги,внимание, память.
Оборудование: тетрадные листы в клетку, ручка или простой карандаш.
Описание: Я буду говорить в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите те линии, о которых я буду говорить. Когда проведете линию, ждете, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги
Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются. Новый опыт, полученный в игре, становится личным достоянием, т. к. теперь малыши его с легкостью применяют и в других ситуациях, поэтому необходимость закрепления новых знаний отпадает.
3. Заключительная часть.
Спасибо всем за внимание.