Получи документы

Мастер–класс «Использование инновационных и нестандартных технологий по развитию мелкой моторики в работе с дошкольниками»

Наталья Шихалева
Мастер–класс «Использование инновационных и нестандартных технологий по развитию мелкой моторики в работе с дошкольниками»
▼ Скачать +Заказ

Мастер– класс «Использование инновационных и нестандартных технологий по развитию мелкой моторики в работе с дошкольниками»

Цель : создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов об инновационных технологиях в работе с дошкольниками.

Задачи:

Показать участникам мастер – класса инновационные нестандартные технологии в коррекционной работе с дошкольниками.

Публикация «Мастер–класс „Использование инновационных и нестандартных технологий по развитию мелкой моторики в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Организовать профессиональный диалог по вопросам использования инновационных технологий педагогами.

Создать условия для профессионального общения, самореализации и творческого потенциала участников мастер — класса.

Творческий мастер-класс для развития мелкой моторики.

Мастер — класс адресован :

—педагогам образовательных организаций

Содержание:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть:

1) Обмен опытом педагогов и специалистов.

Нетрадиционные игры мелкой моторики.

3) Лепка «Морская звезда»

3. Подведениие итогов.

Оборудование: раздаточный материал: набор карточек: по 9 штук для каждого со словами: («карась», «орел», «овца», «бегать», «плавать», «летать», «шерсть», «перья», «чешуя», белая бумага, простые карандаши для каждого участника; памятки с кинезиологическими упражнениями. Настольные, печатные игры, цветные резиночки, картинки, платочки, шишки,пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, бусинки.

Ход мероприятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ 1.

Уважаемые педагоги! Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от педагога умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективное общение с детьми и родителями.

Самый благоприятный период для развития ребенка дошкольный возраст –от 3 до 7 лет. Именно в этот период необходимо развивать психические и речевые процессы.

У нас много гиперактивных детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с особыми образовательными потребностями. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определённая заинтересованность, которая подогревает их интерес в работе. Использование интересных, необычных, нетрадиционных форм и технологий в работе с такими дошкольниками улучшает качество образовательной работы. Еще А. С. Макаренко писал,что «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма, даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…Более того, следует пропитать той игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» (СЛАЙД) Работая с дошкольниками мы понимаем, как важна для них игра, которая помогает нам налаживать контакт с ребёнком, привлекать внимание, реализовывать поставленные задачи и делать занятия интересными.

Вопрос: Как вы думаете, что стоит во главе всех образовательных областей? (речь)

Вопрос: Как вы считаете, от чего зависит развитие речи?

(внимания, мышления, памяти, мелкой моторики и от сформированности тонких движений рук и др.) Мы много говорим о мелкой моторики, как одно из средства развития речи. А так, как развитие речи проходит через все образовательные области в дошкольном учреждении, да и в школе, то сегодня мы поговорим об (СЛАЙД) «Использовании инновационных и нестандартных технологиях по развитию мелкой моторики в работе с дошкольниками»

Задача Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования – обеспечить каждого воспитанника качественным современным образованием. И для решения этой задачи, необходима профессиональная компетентность педагогов. Проходя через разные формы методической работы, педагог не только повышает профессиональный уровень, для него становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что он еще не умеет.

Мы выбрали форму работы - мастер – класс, который позволяет отработать практические навыки по различным методикам и технологиям, обменяться опытом. Цель и задачи на слайде (СЛАЙД) .Это то, чем мы сегодня будем заниматься. Вспомним, где мы можем использовать их и как применять в работе с воспитанниками.

Практическая часть.

Словесная игра «Я»

Я вопросы хочу вам задать,

Ваше дело — отвечать,

Выше руки поднимайте

И кричите громко: «Я»,

Чтоб услышали друзья.

Вопросы:

Кто у нас хороший, красивый и пригожий?

Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?

Кто не кричит, не срывается, лишь добрым словом управляется?

Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?

Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничном?

Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?

Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?

Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который нас заинтересовал, является метод кинезиологии. Остановимся подробнее на нем.

(СЛАЙД)Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Определим,, какое полушарие доминирует именно у Вас.

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. (под музыку)

Оценка результатов:

Если разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

У вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

У вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

(СЛАЙД)Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Выполним вместе несколько простых, но действенных упражнений.

1 упражнение – «Кулак – ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия — разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2 упражнение называется «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

упражнение – «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя.

Как сожму я кулачок, да поставлю на бочок

Разожму ладошку, положу на ножку.

4 упражнение — упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

5 упражнение —«Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

4. (СЛАЙД)Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.

Над травой порхает … бантик?

Нет, наверно это фантик

разноцветный от конфет?

Знает кто из вас ответ?

Ой, есть крылышки у чуда!

Прилетело ты откуда?

Тихо бабочка присела,

отдохнула и взлетела.

Так с цветочка на цветок

я порхаю весь денёк. М. Блинникова (под музыку)

Обратите внимание на свои рисунки. Надеемся, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все — таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас заработают оба полушария гармонично! В наше стремительное время, мы часто замечаем, что дети отказываются писать, читать, заниматься рисованием, лепкой, обожают сидеть с планшетом, компьютером или перед телевизором – это не его вина. Просто когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно что-то требовать от ребенка. Именно для получения этой энергии и нужны кинезиологические упражнения.

ВОСПИТАТЕЛЬ 2

(СЛАЙД) Так же в своей работе мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов :

игры с различным материалом шишки, фасоль)

прищепки

крышки от пластиковых бутылок

счетные палочки

дидактическая игра «Заплатки»

массажный мячик Су-джок

цветные резиночки для волос

палочки Кьюзинера

блоки Дьенеша

суставной конструктор «Умные палочки»

конструктор «Соломинки трёхмерный»

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- (СЛАЙД)формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия.

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

(СЛАЙД)Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для пальчикового тренинга, который делает его разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным, воспитывают усидчивость, ловкость и воображение. Формируют положительную мотивацию на занятии.

Потренируемся, как можно эти технологии использовать в работе дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок мячика оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, шишками, каштанами.

Проиграем (СЛАЙД)

Игры с разноцветными прищепками - это готовый тренажёр. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки.

В коррекционной педагогике есть еще один способ использования разноцветных бельевых прищепок. Доказано, что рецепторы на кончиках пальцев стимулируют не только механические и тепловые раздражители, но и воздействие давления, легкое сжатие.

Игры с резинками для волос и платочками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры. (СЛАЙД)

Для игры потребуются карточки. Игроки должны надеть резинки на руки по схеме, соблюдая расположение резинок и цвет. Игра развивает скорость зрительную память, мелкую моторику. Можно еще играть по памяти, когда картинка переворачивается на несколько секунд а потом прячется. Для малышей помогает закрепить знание цветов.

А так же можно выполнять задание под стихотворение

Пальчиковая игра с резинками для волос «Овощи»

1,2,3,4,5!

Будем пальцы наряжать!

Пальцы сжаты в кулак. По очереди разгибаем пальчики

Вот мизинчик - он морковка,

Он в оранжевой обновке!

Надеваем на мизинец оранжевую резинку

Безымянный - баклажан,

Носит синий сарафан.

Надеваем на безымянный палец синюю резинку

Средний - свёкла для борща,

Ярко- красная она.

Надеваем на средний палец красную резинку

Указательный – кокетка,

Он весь жёлтенький, как репка.

Надеваем на указательный палец жёлтую резинку

Большой палец – молодец!

Он зелёный огурец!

Надеваем на большой палец зелёную резинку,

поднимаем кверху большой палец!

Морковку, баклажан, и свёклу,

Огурец и репку, посмотри,

По очереди разгибаем пальчики

Можно вырастить на грядке,

Сжимаем и разжимаем пальчики в кулак

Очень вкусные они!

Сложить пальцы вместе и послать воздушный поцелуй.

Повторить то же самое с пальцами второй руки.

Игра с платочком. (СЛАЙД)

Медведь»

- Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Игры со счетными палочками и геометрическими фигурами заключаются в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

(СЛАЙД)А теперь в продолжении темы «Мелкой моторики» поработаем творчески. Слепим «Морскую звезду»

Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво,

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить

Для изготовления морской звезды понадобится: пластилин, стеки, бусины, досточки, салфетки.

Брусок пластилина сложить пополам и разогреть его в руках.

Скатать шар и приплющить от центра к краю.

Разделить стеком на пять равных частей.

Каждую часть вытянуть придать образ звезды.

Украсить бусинами.

По окончании работы морские звёзды, отправляем на морское дно.

(СЛАЙД) В завершении расскажу вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам - педагогам.

Человек шёл по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что- то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду?- спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! – закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды).

Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них.

Подведение итога:

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.

Упражнение «Прощание»

Инструкция:

Мы (руки к груди) славно (руки в стороны, потрудились (кулак на кулак)

Мы (руки к груди) многое (руки в стороны) узнали (руки к голове,

Чуть-чуть (руки «щепоткой») добрее стали (руки к груди)

И дружно (руки в замок) поиграли (хлопки руками).

В буклетах – памятках - некоторые кинезиологические упражнения, которые помогут в работе.

Список использованной литературы

1. Болотова Н. П. Инновационные направления работы в педагогической деятельности. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации. Материалы Международной конференции. М. 2015.

2. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. А. Л. Сиротюк. — М. : ТЦ Сфера, 2001

3. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.

4. А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М. : Аркти, 2014

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигудиИспользование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигуди Тема: «Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук». Мягкие бигуди. Лариса Гацко. Блог. Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Мастер-класс для для педагогов ДОУ по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологийМастер-класс для для педагогов ДОУ по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологий Мастер – класс для педагогов в рамках профессионального конкурса «Учитель года 2022» Номинация «Воспитатель года» Мастер – класс предназначен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер–класс «Использование инновационных и нестандартных технологий по развитию мелкой моторики в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 20 марта 2024 в 19:47
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер–класс «Использование инновационных и нестандартных технологий по развитию мелкой моторики в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шихалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД