Фомина Лариса Владимировна
Мастер-класс «Использование дидактических пособий в работе с детьми сТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данном мастер-классе речь идет о применении игровых пособий в логопедической практике с детьми с нарушениями речи. Пособие, описанное в статье, доказывает свою эффективность на практике.
Ключевые слова. Тяжелые нарушения речи, значение игры в коррекционной работе, воспитательно-образовательная деятельность, дидактическое пособие «Логопедическая ромашка», основные достоинства пособия, использование, варианты игр, заключение.
1. Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении веков. Еще Гиппократ упоминал о большинстве современных форм речевых расстройств: потере голоса и речи, заикании, косноязычии.
Темочки:
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с недоразвитием речевых функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Поиск новых форм и методов обучения детей с особыми образовательными потребностями один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это связано, прежде всего, с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития дошкольников.
Дети с ТНР (общим недоразвитием речи)-это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве, так как в этот период жизни формируются навыки овладевания родным языком. Ребенок учится произносить звуки, запоминает слова и ежедневно пополняет свой словарный запас, осознает смысловую наполняемость речи.
Не секрет, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом -это проявление речевых нарушений, при которых нарушены или отстают от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отмечаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Особенности детей с ТНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. К сожалению, такие дети быстро утомляются, с трудом воспринимают инструкцию педагога. В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, излишняя подвижность. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям.
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем с детьми, у которых речь сформирована. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога. У дидактической игры две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, побуждающая развитие интереса к обучению у детей. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение. Одним из принципов дидактической игры является принцип наглядности. К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Попробуйте научить ребенка неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите эти слова с картинками, и ребёнок усвоит их на лету». Поэтому в пособии наглядный материал должен иметь реалистичность изображения и яркость цветов.
Таким образом, при использовании дидактической игры создаются
благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения речевых нарушений.
3. Воспитательно - образовательная деятельность в ДОУ не проходит без развивающих пособий. В магазинах ассортимент таких игровых материалов представлен широко, но, тем не менее, не всегда можно найти именно то, что необходимо. Кроме того, дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Не говоря уже о том, что в ДОУ не всегда предусмотрен бюджет на такие затраты. Можно самостоятельно изготовить оригинальные познавательные дидактические пособия для дошкольников. Сделать такие развивающие игры можно самые разнообразные: на развитие логического мышления, для формирования понятий про цифры и формы, закрепления фонетического слуха, правильного произношения звуков.
В коррекционной работе для меня важно сделать так, чтобы занятие носило характер игровой деятельности. Игра-мощная сфера самовыражения, доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Потребность ребенка в игре обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие.
Сегодня хочу рассказать вам про многофункциональное дидактическое пособие «Логопедическая ромашка».
4. Описание. Дидактическое пособие «Логопедическая ромашка» состоит из сердцевины цветка и семи снимаемых, разноцветных лепестков. Фетр, из которого сделана ромашка, мягкий на ощупь и легко обрабатывается. Семь лепестков ромашки, семь цветов радуги, выбрано это не случайно это способствует формированию у детей правильного цветового восприятия, учит различать и называть основные цвета и их оттенки, развивает мышление, творческую фантазию.
К пособию прилагаются кармашки с символами, схемами, буквами, картинками для разного вида деятельности. На обратной стороне ромашки приклеен магнит, он служит для работы на магнитной доске. Картинки и буквы приклеиваются при помощи липучки.
Это яркое и красочное пособие позволяет мне сделать занятие интересным, продуктивным, комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.
5. Основными достоинствами пособия являются:
- многофункциональная направленность, которая позволяет решать задачи различного характера, в зависимости от возраста детей, логопедического заключения и поставленной педагогом цели;
- участвовать в игре может как один ребенок, так и группа детей;
- удобство при хранении, т. к. занимают очень мало места;
- удобство в использовании: можно использовать на магнитной доске и как настольную игру.
6.«Логопедическая ромашка» может использоваться:
- при автоматизации и дифференциации звуков;
- при формировании фонетико-фонематических представлений;
- в работе над слоговой структурой слова;
- при подготовке к обучению грамоте;
- при развитии словарного запаса;
- в работе над развитием лексико-грамматического строя речи;
- при формировании связной речи;
- при формировании познавательных процессов.
7. Приведу некоторые варианты игр.
- «Найди картинку»
Цель: дифференциация звуков в словах.
В середину цветка помещается нужный для определения звук, ребенок выбирает картинки с заданным звуком и помещает их на лепестки цветка. Можно проводить командные игры, игры-соревнования.
Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, твердых – мягких звуков.
- «Мы ромашку собираем – слова с нужным звуком подбираем».
Цель: автоматизация звуков в словах, развитие умения подбирать слова с нужным звуком.
В середине прикреплена нужная буква. Детям предлагается подобрать лепестки с картинками, в названии которых есть звук, обозначающий данную букву.
- «Раздели слово»
Цель: формирование умения делить слова на слоги.
В середине цветка изображены схемы односложных, двусложных слов и т. д. Нужно подобрать лепестки, в названии которых есть слова с заданным количеством слогов.
- «Прочитай слоги»
Цель: закреплять навыки чтения слогов.
В середине цветка - согласная буква, а на лепестках - гласные. Дети читают прямые и обратные слоги. Игру можно провести с символами звуков.
- «Где находится звук?»
Цель: закреплять умение определять позицию звука в слове.
На середине цветка изображены схематично позиции звука в слове. Дети подбирают лепестки, в названии которых звук находится в начале (конце, середине) слова.
- «Кто где живет?»
Цель: учить различать домашних и диких животных.
В серединах цветка- изображения домика и елки. На лепестках- изображения диких и домашних животных. Воспитатель предлагает детям прикрепить картинки с дикими животными к елке, а с домашними- к домику.
Так же, подобрав подходящие символы, можно провести игру на дифференциацию овощей - фруктов, животных - птиц и т. п.
8. В заключении хочется сказать, что использование и применение игровых пособий - доказывает свою эффективность в логопедической практике для детей с нарушениями речи, способствует сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, и образных представлений. А также позволяет повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей дошкольного возраста.
Предлагаемое пособие могут использовать учителя- логопеды, дефектологи и воспитатели групп коррекционной направленности при коррекции звукопроизношения, развития фонетического восприятия, накопления и обогащения активного словаря, развитии грамматического строя и связанной речи, мелкой моторики.
Используемая литература: Волкова Н. С., Шаховская С. Н. Логопедия. М. : Владос, 2002. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. С-Пб., 2012. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.