Наталья Самсонова
Мастер-класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе».
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе». 1 слайд.
Цель: показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр. 2 слайд.
При подготовке детей к школе я провожу профилактическую работу по предупреждению стойких оптических ошибок чтения и письма в школе.
Публикация «Мастер-класс: „Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе“,» размещена в разделах
Проблема состоит в том, что дети, имеющие достаточную остроту зрения, не видят разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам или к неправильному написанию некоторых букв. Данную предпосылку очень важно своевременно выявить и обязательно устранить до начала обучения в школе, чтобы ребёнок не успел усвоить неправильное начертание букв и тем более ввести их в моторную память руки. В решении этой проблемы мне помогает активное использование игровых технологий. 3 слайд.
Для устранения предпосылок к появлению оптической дисграфии и дислексии в своей работе я использую следующие игры:
Первая группа игр направлена на развитие зрительного внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов как основных компонентов зрительного восприятия и узнавания: «Найди заданную фигуру среди множества», «Найди сходство и различие», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Назови предметы по их контурам», «Назови перечёркнутые изображения», «Выдели предметные изображения, наложенные друг на друга», «Дорисуй симметричное изображение» и т. д. 4 слайд.
Использую компьютерные игры: «Украсим ёлку», «Зажги свечи», «Коробочки с конфетами», «Собери корзинку» и т. д. 5 слайд.
Вторая группа игр направлена на формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений:
-игры на определение правых и левых частей тела на себе; -игры на определение места расположения предметов в пространстве; -игры направленные на формирование предложно-падежных конструкций; -игры на развитие ориентировки на плоскости (вертикальной и горизонтальной). 6 слайд.
Для решения этой же задачи я применяю и нетрадиционные игры с использованием арттерапии:
1. Ответь, к какой части тела прикоснётся рука (перо, мокрая ватка, мягкая игрушка, колючий ёжик, льдинка и т. п. ?
2. Скажи, к какой руке прикоснулись сильнее (ласковее, легче и т. п. ?
3. Догадайся, на какой руке я рисую пальчиком (сухой или мокрой кистью) солнышко, улыбку, любимую букву?
4. Рисование на песке направлений («дорожек») по следам речевой инструкции с пространственным значением.
5. «Караван верблюдов» - по инструкции педагога или личному замыслу, ребёнок определяет путь движения «каравана» и прокладывает его, рисуя пальцами рук (право/лево, одновременно двумя, как непрерывные линии, так и точечно, имитируя шаги верблюдов.
Аналогичные задания с мокрым песком – «Следы на песке». 7 слайд.
Развитию зрительно-моторной координации мне помогают игры и упражнения: штриховка, работа с трафаретами, обведение контура предмета по пунктирным линиям, прокалывание булавкой контура предмета или буквы, дорисовывание предмета по принципу симметрии, рисование внутри большой фигуры постепенно уменьшающейся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающейся и т. д. 8 слайд.
Развить буквенный гнозис и умение дифференцировать смешиваемые буквы, мне помогают следующие игры: «На что похожа буква»; «Умная зарядка»; «Пальчиковая азбука»; «Буквы из полосок», «Мастерская букв», «Умные кубики»; «Буквы из наждачной, бархатной, гофрированной бумаги», «Узор из букв», «Фокусы с буквами», «Какая буква выглянула из окошка?», «Какие буквы спрятались?»
Для решения этой же задачи я применяю и нетрадиционные игры с песком и «Письмо на спине».
Эти игры я использую в организованной деятельности, как на подгрупповых, так и на индивидуальных коррекционных занятиях. 9 слайд.
А сейчас на практике я покажу использование игровых технологий, направленных на профилактику оптической дисграфии и дислексии.
I. Представляю вашему вниманию игру «Лабиринт», которая используется мной с целью развития у дошкольников моторной координации, пространственного восприятия, через тактильные ощущения.
Первый лабиринт, который будет похож на букву, я строю сама. Предлагаю ребёнку пройти по нему с закрытыми глазами и попытайтесь догадаться, какую букву напоминает этот лабиринт. (Выкладываю лабиринт и подвожу к нему ребёнка. Ребёнок проходит лабиринт.)
– Ты догадался, какую букву напоминает этот лабиринт? А теперь открой глаза и проверь, правильно ты выполнил задание?
Для усложнения задания я предлагаю выложить лабиринт ребенку, а другой ребёнок проходит лабиринт с закрытыми глазами. Если ребёнок ошибается, я предлагаю ему пройти лабиринт с открытыми глазами. 10 слайд.
II. Следующая игра «Фокусы с буквами». Эта игра нужна для того, чтобы ребенок, овладевающий грамотой, своевременно избавился от зеркальных ошибок.
Сообщаю детям, что у меня есть волшебное зеркало и карточки с буквами. Стоит мне поднести к зеркалу какую-нибудь из этих букв, как в нем они увидят совсем другую букву.
Далее предлагаю посмотреть на буквы и назвать их.
- Подставьте зеркало слева от буквы Г. Какая буква получилась? (Т). А если мы подставим зеркало справа от буквы Г, какую букву, вы видите? (П).
Как известно, зеркальное изображение букв свойственно многим первоклассникам в начальный период овладения письмом. И в детских рисунках старшие дошкольники часто пользуются зеркальными буквами для подписи своих рисунков. Они даже целые слова умудряются писать справа налево. И лучший способ избавиться от этой проблемы – игры с зеркалом. 11 слайд.
III. «Забавные дорожки» помогают мне развивать у детей зрительно-моторную координацию, глазомер и зрительно-пространственное восприятие.
В начале игры дети делятся на две команды. У первой команды в низу дорожки написана очень маленькая буква, а у второй команды очень большая буква. По сигналу дети начинают по очереди строить дорожки из букв. Одна команда должна «вырастить» свою букву к концу дорожки, другая команда – уменьшить. Выиграет та команда, которая закончит работу за более короткое время и при этом напишет большее количество букв. (Подсчитываются буквы и определяется победившая команда).
С детьми я провожу эту игру на полу, раскатывая две длинные дорожки из обоев. Эта игра не только доставляет детям большое удовольствие, но и развивает глазомер и зрительно-пространственное восприятие. 12 слайд.
IV. Запомнить буквы алфавита, благодаря «мускульной памяти», то есть способности запоминать информацию через действия тела, помогает игра «Юный художник».
Эта игра проводится в парах сидя за партами. Объясняю детям:
- Один из вас будет «художником». «Художники», возьмите кисточки и опустите их в воду. Все остальные положите руки на стол ладонями вверх и закройте глаза. «Художники», напишите любую букву на ладони своего партнёра.
Дети с закрытыми глазами угадывают написанную букву. Потом участники меняются ролями и игра продолжается. Таким образом, я учу детей запоминать информация через действия дела. 13 слайд.
V. Игра «Узоры из букв» способствует профилактике пространственных ошибок в написании букв в дальнейшем, развивает у детей пространственное и образное мышление.
- Возьмите лист бумаги, сложите его по вертикали, затем по горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте любую букву толщиной в 1см, так чтобы она занимала всё пространство. Не показывайте свою букву соседу. Вырежьте букву, не разворачивая листа. Разверните. А теперь по очереди покажем друг другу получившийся узор.
- Из какой буквы получился узор. (На глазах всех, отгадавший складывает узор вчетверо и проверяет отгадку).
Играя в эту игру, дети учатся видеть и узнавать буквы в усложнённых условиях. 14 слайд.
Таким образом, использование разнообразных игровых технологий позволяет детям выйти за границы чувственности и активно воспринять, освоить мир не только в предметных значениях, но и в пространственных отношениях человека к миру.
Я желаю, чтобы предложенные мною игровые технологии успешно использовались педагогами.