Эльвира Бариева
Мастер-класс «Игровые маркеры — как условие совершенствования социально-игрового пространства дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Игровые маркеры - как условие совершенствования социально - игрового пространства дошкольного учреждения»
Проблема: Как организовать игровое пространство детского сада, с учётом требований ФГОС.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Игровые маркеры — как условие совершенствования социально-игрового пространства дошкольного учреждения“» размещена в разделах
Предварительная работа: Изучение новых требований с введением ФГОС, в структуру дошкольного образования; разработка сценария мастер-класса (подготовка слайдового сопровождения, изготовление универсального маркера).
Теоретическая часть: -Приветственное слово участникам мастер-класса; -Погружение в проблему;
Практическая часть: -Работа по подгруппам; -Презентация технологии по изготовлению и применению маркера;
Ход мастер-класса
СЛАЙД: №1. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Желаем всем позитивного настроя и активной работы.
Напоминаем, что мастер-класс – это тесное сотрудничество и активное участие. Тема нашего мастер-класса : «Игровые маркеры - как условие совершенствования социально - игрового пространства дошкольного учреждения».
СЛАЙД: №2. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социальная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, соответственно и ребенок тоже. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра.
Одним из требований к условиям реализации (ФГОС ДОУ) основной образовательной программы дошкольного образования является создание предметно– пространственной развивающей среды. К созданию предметно - пространственной развивающей среды, обеспечивающую реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в нормативных документах представлены следующие психолого – педагогические требования:
НАСЫЩЕННОСТЬ
-Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия, целостную, многофункциональную, трансформируемую среду.
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
-Трансформируемость – возможность изменений ППРС, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
- Полифункциональность среды, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих ППРС;
ВАРИАТИВНОСТЬ
-Вариативность, определяющаяся видом ДОУ, содержанием воспитания, культурными ихудожественными традициями, климатогеографическими особенностями. ДОСТУПНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ - Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Материал для игры классифицируется, исходя из сюжетообразующей функции и должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (обозначения, выделения) игрового пространства.
СЛАЙД: №3. Изучив психолого-педагогическую литературу, пронаблюдав за играми детей и проанализировав развивающую в группах, пришли к выводу, что необходимо создать предметно-пространственную среду, которая бы отвечала требованиям ФГОС ДО. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа.
Маркеры реализуют следующие задачи: -Обогащают содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности; -Развивают познавательную активность детей, умение самостоятельно организовывать игры и упражнения;
-Обогащают сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие; -Воспитывают доброжелательное отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
СЛАЙД: №4. Маркеры обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
• Развивают детскую фантазию и воображение;
• Активизируют двигательную активность;
• Рассчитаны на все возрастные категории от 3 до 7 лет;
• Отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);
• Имеют эстетический вид;
• Занимают мало места при хранении;
• Выполнены из недорогих и доступных материалов.
• Легко трансформируются;
• Многофункциональны;
• Вариативны;
СЛАЙД: №5. Таким образом, маркеры игрового пространства представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это может быть домик с внутренней обстановкой, игрушечная плита, обозначающая кухню, и т. п.
Рассмотрим маркер «МЧС»
Этот маркер удобен в совместной деятельности педагога с детьми. Здесь представлены игры «Пожарная станция», «Кому что нужно», «Алгоритм действий». Ширма-наглядность служит прекрасным дополнением для проведения НОД и дидактических игр.
СЛАЙД: №6. Маркер «Дом»
Вашему вниманию представлены дома, изготовленные из подручных материалов, с которыми дети с удовольствием любят играть.
Также можно изготовить дом из двух цельных листов. Он же «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «Касса», «Театр».
СЛАЙД: №7. Маркер «Дерево»
Маркер «Дерево» служит связующим звеном между окружающим миром и социальной действительностью, обогащая опыт детей.
СЛАЙД: №8. Маркер «В гости сказка к нам пришла»
Помогает наполнить содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с о сказками, развивает речь и умение работать в парах и т. д
СЛАЙД: №9. Многофункциональный маркер
Обычная полоса (лист разрезан на 4 части, которые соединили скотчем, легко превращается в дорогу с мостом, речку, песочницу, бассейн, горки. Под горками можно пролезать, прокатывать мяч, катать машинки… Можно построить настоящий корабль!
СЛАЙД: №10. Мини-маркеры
Такие маркеры очень удобны. Можно играть за столом с мелкими игрушками, строителем, конструктором и т. д. Все это легко превращается в многокомнатную квартиру, гараж, паркинг, ферма или лесная опушка., а можно и в Африке оказаться, в космосе или на северном полюсе.
СЛАЙД: №11. Наши результаты
Все участники педагогического процесса увидят, интересные, увлекательные стороны игровой деятельности с маркерами игрового пространства, которые обеспечат максимальную активизацию детей. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать. Все маркеры могут быть взаимосвязаны между собой по сюжету. Таким образом, опробовав маркеры игрового пространства в работе с детьми, мы убедились, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Дети не конфликтуют между собой, не ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности.
Практическая часть
СЛАЙД: №12. Создания маркеров игрового пространства
Цель: разработать модели маркеров развивающей предметно- пространственной среды для сюжетно-ролевых игр, в которой дети будут проявлять самостоятельную активность, творчество и фантазию.
СЛАЙД: №13. Материал
Нам понадобиться: -несколько строительных ячеистых полипропиленовых листов, -картон; -линейка; -карандаш; -скотч; -картон; -клей пистолет;
Немного фантазии, умение наблюдать за детьми, «мозговой штурм» в нашем дружном коллективе, умелые ручки – получатся универсальные маркеры.
СЛАЙД: №14. Маркер «Самолёт». Это самый любимый маркер сюжетный игры.
СЛАЙД: №15. Маркер «Универсальный»
СЛАЙД: №16. Игровые маркеры пространства – это здорово! Надеемся, что сегодняшняя встреча была продуктивной и интересной. До новых встреч!