Салахова Татьяна
Мастер-класс «Игровая терапия — флортайм»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
454030,г. Челябинск, ул. Скульптора Головницкого, 18
тел. : (351) 724-30-54, 724-30-53
ИНН 7448156613 КПП 744801001
Мастер – класс «Игровая терапия – FLOОRTIME»
разработала:
участник муниципального конкурса
«Педагог года в дошкольном образовании»,
номинация «Педагогическое мастерство»
Салахова Татьяна Александровна
Челябинск, 2020
Публикация «Мастер-класс „Игровая терапия — флортайм“» размещена в разделах
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Салахова Татьяна Александровна. Я работаю учителем – дефектологом в детском саду № 18
Для того, чтобы повысить эффективность работы, все мы находимся в состоянии постоянного поиска и подбора методов работы. Вот так два года назад я открыла для себя методику Флортайма. Сначала прочитала книгу Стенли Гринспена «С аутизмом на ты» и поняла – ЭТО МОЁ…
Автор книги - Стенли Гринспен – крупнейший в мире специалист в области изучения и коррекции аутизма. Именно он апробировал и адаптировал методику FLOORTIME для детей с РАС, гиперактивностью, трудностями в адаптации, агрессивностью.
Флортайм - англ. «Floortime», букв. «время, проведенное во взаимодействии на уровне собеседника»
Целью методики Floortime является создание фундамента для здорового развития. При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению.
Методика FLOORTIME опирается на принципы:
• Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
• Взаимодействие с ребенком спонтанное.
• Интересы ребенка — в приоритете. FLOORTIME делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Взрослые только подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
• Индивидуальный подход во всем. Поскольку главная роль отводится интересам ребенка, программы занятий существенно отличаются для каждого из детей.
В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, FLOORTIME отводит родителям ребенка важнейшую роль.
Для того, чтобы познакомить родителей с игровой технологией FLOORTIME, были проведены мастер – классы, организованны консультации. Стоит отметить «живой» интерес к данной теме – родители используют элементы методики, делятся опытом друг с другом.
В рамках игровой терапии FLOORTIME игры имеют несколько видов:
• Спонтанная игра
• Частично структурированная игра
• Игры по развитию сенсорной сферы
• Игры по развитию моторики
Сегодня мне хочется познакомить вас с несколькими вариантами игр на сенсорное развитие. Сенсорное развитие - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся посредством органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные (зрение, звуковые (слух, обонятельные (обоняние, вкусовые (вкус).
1. Игра на развитие сенсорной сферы
«Свет мой, зеркальце, скажи…»
Цель: установление контакта и развитие понимания обращенной речи через опосредованное восприятие
Ход игры:
Участники игры размещаются сидя на полу, один из участников играет роль ребёнка и садится лицом к зеркалу (зеркало на ножке, другой участник- в роли педагога занимает позицию за спиной у воспитанника.
Для игры предлагается 3 варианта:
1 вариант
С помощью цветного маркера проговариваем и изображаем на зеркале: глаза, нос, уши, рот, ладонь.
2 вариант
Называем части тела и заменяем на изображения на карточках, сначала, глядя в зеркало, затем, повернувшись друг к другу.
3 вариант
С помощью карточек с изображением частей тела составляем словосочетания и простые предложения.
2. Игра на развитие сенсорной сферы
«Звоночки»
Цель: формирование навыков саморегуляции.
У детей с РАС отсутствуют навыки саморегуляции. Ребята не принимают поставленную задачу даже на бытовом уровне, не слышат или не понимают обращенную речь.
Часто такое поведение связано со самостимуляцией – дети кружатся, раскачиваются, бегают по кругу, выполняют постукивания любыми предметами. Именно самостимуляция через постукивание характерна для многих наших детей (стучим кубиками, ложками. пластмассовыми игрушками и т. п.). И вывести их из этого состояния без отказных реакций, истерик, самоистязаний бывает крайне сложно. Вот тогда для работы с такими детьми используем игру «Звоночки».
Ход игры:
Участники игры занимают позицию, сидя на коврике лицом друг к другу. Перед
«ребёнком» стоят 2 звоночка. Чтобы появилась любимая игрушка – нужно ударять раскрытыми ладонями по звоночкам. Действия сопровождаются проговариванием : н-р
«Собака!», «Иди!»
Использование этой игры способствует в дальнейшем привлечению внимания ребёнка и выработки понимания инструкций.
3. Игра на развитие сенсорной сферы
«Лото ароматов»
Цель: формирование представлений об окружающем мире через сенсорное (обонятельное) восприятие
У детей с ОВЗ остро развито обоняние. Они могут отказываться от пищи и даже от выполнения заданий и игры если им не нравится запах, который издают предметы и еда. И в тоже время могут употреблять в пищу несъедобные вещи – камни, земля, песок, цветы, прелая листва, деревянное лото и т. п.
Чтобы сформировать у таких детей представления об окружающем используем игру
«Лото ароматов».
Ход игры:
Два участника игры размещаются на ковре. «Ребёнку» предлагается:
1. С завязанными глазами попробовать фрукт на вкус и показать картинку с изображением этого фрукта.
2. В накрытой салфеткой тарелке на ощупь определить фрукт и соотнести его с карточкой
3. Взять баночку с ароматом (баночки наполнены восковой массой с отдушками, попробовать пальчиком аромат, соотнести его с изображением на карточке, поставить баночку с ароматом на нужную картинку с изображением большого количества фруктов.
Уважаемые коллеги! Представленные игры многократно опробированы в работе с детьми. Они дают прекрасные результаты! И ещё не маловажный фактор – это простота и малая затратность в изготовлении.
Секреты успеха:
Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.
Артистичность: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно!
Хвалите ребенка: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом.
Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми
Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.
Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.
Floortime – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.