Елена Владимировна Иконникова
Мастер–класс для педагогов «Игроград профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер–класс для педагогов
по ранней профориентации дошкольников
с использованием игровых технологий
«Игроград профессий»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по ранней профориентации дошкольников через передачу опыта путем использования игровых технологий.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с игровыми технологиями по ранней профориентации дошкольников;
2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы;
3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Участники мастер-класса: педагоги ДОО.
Форма проведения: мастер-класс
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран, видеоролик и презентация, 2 стола, 4 стула, картинки-профессии на магнитах (архитектор, экскаваторщик, бетонщик, каменщик, крановщик, кровельщик, маляр, сантехник, электрик, фломастер, влажная салфетка, магнитная доска, конверты с картинками (смайлики-эмоции).
Результат: ознакомление педагогов с игровыми технологиями по ранней профориентации дошкольников.
Ход мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Наверняка вы со мной согласитесь, насколько удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем и мечты воплощать в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже - президент…
Игры дают возможность расширять и уточнять знания о профессиях, о предметах и результатах труда, о трудовых действиях, расширяют словарь, учат общению.
Сегодня государство делает ставку на человека труда. На Федеральном собрании президент В. В. Путин сказал: «Смелые мечты всегда работают на большую цель, и мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребенка, помочь ему реализовать своё стремление.
Невозможно не согласиться с данным высказыванием, потому что именно дети формируют будущее нашей России!
Уважаемые коллеги, сегодня я проведу для вас мастер-класс с использованием игровых форм по ранней профориентации дошкольников.
Ранняя профориентация в дошкольном образовании – это не выбор профессии, а ознакомление ребенка с разными видами труда, умение ориентироваться в многообразии современных профессий, «пробовать» себя в них через различные виды деятельности, чтобы выявить реальные интересы и потребности.
Общеизвестно, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, именно поэтому решение задач по ознакомлению с трудом взрослых я строю на игровой основе.
2. Практическая часть.
Коллеги, приглашаю выйти ко мне 3 человека для участия в мастер-классе. Давайте мы с вами сейчас вспомним детскую считалку:
«На златом крыльце сидели Царь, Царевич, Король, Королевич, сапожник, портной, а ты кто такой?»
В старину профессий было мало, и все они вместе с царем вполне могли поместиться на одном крыльце.
С тех давних времен сохранились письма и книги, в которых имеются данные о профессиях. Их насчитывалось всего 200 (двухсот).
Для начала проведем разминку.
Коллеги, назовите старые или ушедшие профессии (обращается к залу).
(садовник, стрелок, хлебник, портной, псарь, рыболов, трубник, дьяк, бронник, мельник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник и др.).
Коллеги, а теперь вспомните и назовите современные профессии (обращается к залу).
(маркетолог, пиар-агент, веб-мастер, имиджмейкер, дизайнер, менеджер, флорист, программист, клерк, провизор, маклер, дантист, фармацевт, полицейский, нотариус, репортер, пиротехник).
Действительно, сейчас профессий в России огромное множество, более семи тысяч и все время появляются новые.
Мы с вами вспомнили старые и совершенно новые профессии, чтобы нам было легко играть следующие игры.
И вашему вниманию я предлагаю несколько игр, в которые мы играем с детьми в детском саду.
Представляю первую игру «Волшебная палочка» (подбери атрибут к профессии).
Обратите внимание, перед вами лежат картинки с изображением различных предметов профессии. Вы, передаете друг другу волшебную палочку, я говорю «Стоп», у кого в руках окажется палочка, тот подбирает предмет к профессии, которую я назову.
Например:
1. Бухгалтер – компьютер, калькулятор.
2. Учитель – доска, мел, учебник,
3. Медсестра- градусник, шприц
4. Шофер – машина, руль, рычаг
5 Швея – иголка, нитки…
Следующая игра «Самая, самая профессия…» (подбор существительных)
1. Самая сладкая профессия (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)
2. Самая волосатая профессия (парикмахер.)
3. Самая серьезная профессия (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус).
4. Самая смешная профессия (клоун, пародист)
5. Самая общительная профессия (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)
Игра «Кто что делает?» (знакомим с действиями предметов) (игра с мячом)
Что делает продавец – продает товар
Что делает хореограф – учить танцевать
Что делает косметолог – делает макияж и косметические маски.
Что делает эколог – защищает природу.
Что делает тренер – готовит спортсменов к соревнованиям.
Что делает дизайнер – оформляет помещения.
Что делает комбайнер – убирает в поле пшеницу, рожь
Игра «Головоломка» (эту игру можно проводить с детьми в подготовительной группе, во второй половине учебного года)
Коллеги предлагаю разобраться в словах, в названии которых имеется скрытая профессия.
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)
РВАЧ = В- - - (медработник)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
Также в подготовительной группе можно поиграть в игру «Азбука профессий»
Назвать как можно больше профессий на заданную букву «В», «М», «Л», «Т».
В – врач, вахтер, веб - мастер, ветеринар, воспитатель, вожатый
М - монтеры путей, монтажники, мотористы, музыкальные руководители, механизаторы.
Л - (лаборант, лётчик, лифтер, логопед, лор-врач, лингвист, лесоруб)
Т - (таксист, тамада, телефонист, терапевт, ткач, технолог, токарь, тракторист, тренер.)
Дети любят командные игры, я вам предлагаю такую игру
«Вопросы на засыпку». (Аналог игры телевизионный игры «100 к одному»).
За каждый правильный ответ игроку дается один бал. Если игрок затрудняется или отвечает неправильно, право ответа переходит к другому игроку.
1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
2. Кто погружается в работу с головой? (водолаз)
3. Кто коню в зубы смотрит? (ветеринар)
4. Самый «сердечный» врач (кардиолог)
5. Врач «переломного» периода (травматолог)
6. Реаниматор машины (автомеханик)
7. «Сумчатый» профессионал (почтальон)
8. Гид книжной страны (библиотекарь)
9. В работе, каких специалистов каждый день происходят перемены? (учитель)
Никому не секрет, дети очень любят сказки. При ознакомлении детей с профессиями, я использую это в своей работе.
Игра «Назови героя сказки и его профессию».
1. Профессия героя сказки К. Чуковского «Айболит» (ветеринар)
2. Кто по профессии был старик из сказки о Золотой рыбке А. С. Пушкина (рыбак)
3. Профессия дяди Степы из стихотворения С. В. Михалкова
4. Кем был Печкин-персонаж произведения «Трое из Простоквашино» (почтальон)
Это перечень некоторых игр, которые я использую в своей работе по теме «Ранняя профориентация дошкольников».
Конечно, этого было бы недостаточно, чтобы дети полностью погрузились в мир профессий. Поэтому, в данном направлении, я использую и другие формы работы по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Одна из них, «Встреча с интересным человеком». Родители записывают в доступной для детей форме видео, в котором рассказывают о своей профессии. Данная форма помогает решить ряд таких важных задач, как формирование у детей понятия «трудовая деятельность», показывает ребенку значимость профессий родителей в жизни общества, развивает монологическую и диалогическую речь детей.
В группе оформлен альбом «Мир профессий» с фотографиями с места работы родителей, с описанием, кем работают.
Родители вместе с детьми сделали книжки - малышки, с помощью которых рассказали рассказали о своей будущей профессии.
Таким образом, углубленное изучение профессий способствовало развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.
Закончить свой мастер-класс я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского - основоположника научной педагогики в России:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Рефлексивно-оценочный этап
Уважаемые коллеги, подойдите к столам.
С помощью смайлика выразите своё отношение к мастер-классу.
Работа с залом
Пока участники определяются, мы посмотрим профориентационные видеофрагменты с родителями моих воспитанников.
Спасибо большое за внимание и благодарю за сотрудничество.
Желаю в