Юлия Николаевна Новикова
Мастер-класс «Играем пальчиками». Знакомство родителей воспитанников с методами и приёмами проведения пальчиковой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 г. Сосногорска»
Мастер – класс для родителей по теме :
«ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»
Подготовила:
Новикова Юлия Николаевна
Учитель-логопед.
Цели:
- познакомить родителей воспитанников с методами и приёмами проведения пальчиковой гимнастики;
- раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в логопедической работе;
Публикация «Мастер-класс „Играем пальчиками“, Знакомство родителей воспитанников с методами и приёмами проведения пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
- расширять взаимосвязь логопеда и воспитателей с родителями воспитанников;
- внедрять инновационные формы в работу с детьми и их родителями.
Оборудование:
- массажные мячи су-джок (2 шт.); «волшебный» песок, тарелки; планшет, резинки; цветные палочки, игры с прищепками, фасоль, горох, памятки.
Ход мероприятия.
(слайд №1)
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада видеть Вас. Сегодня мы все являемся участниками мастер – класса. Мой мастер-класс подготовлен для родителей детей, посещающих мои логопедические занятия. Поэтому я прошу Вас помочь мне и превратиться на некоторое время в этих родителей. Моя задача показать Вам приемы игр с пальчиками и объяснить актуальность этих игр в логопедической работе. Все мы с вами родом из детства. Только в детские годы нам позволено играть беззаботно. А кто из Вас может сказать, что такое игра? Для чего дети играют? (Ответы родителей) --Вы правы, через игру ребенок познает окружающий его мир. В игре дети подражают взрослым – родителям, воспитателям. В игре ребенок «примеряет» на себя разные роли, тем самым подготавливаясь к жизни в социуме.
Основная часть.
(слайд 2)
Сегодня у нас не просто игра, а игра пальчиками. Пальчиковые игры – это открытие нашей народной педагогики.
(слайд 3)
Они способствуют развитию речи, развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого, способствуют развитию творческой деятельности (ведь руками можно «рассказывать целые истории», активизируют моторику рук, учат ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять, развивают память. В логопедической коррекционной работе огромное значение уделяют развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
(слайд 4)
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки», «Сорока кашу варила». Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
(слайд 5)
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Важно помнить, что после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук, пальцы нужно нагружать равномерно.
(слайд 6).
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший успех.
На занятиях для развития пальцевой моторики мы с детьми:
(слайд 7, 8)
- рисуем на «волшебном песке»;
- Давайте нарисуем на таком песке. У каждого из Вас есть тарелочка с «волшебным» песком
(слайд 9)
- делаем различные фигуры из резинок на планшете;
- Давайте и мы попробуем сделать такие фигуры.
(сдайд 10)
- «ходим» пальчиками по пальцеходу;
(слайд 11)
- Давайте пройдём по пальцеходу. (идут указательным и средним пальцами).
«Ищет цапля».
- выкладываем дорожки из фасоли, гороха;
(слайд 12, 13)
- У каждого из Вас есть дорожка, которую надо выложить и есть фасоль и горох, с помощью которых нужно выложить эту дорожку.
- играем с прищепками;
(слайд 14)
Игры «Чей хвост», «Кто что ест».
- выкладываем фигуры из палочек;
(слайд 15, 16)
- Мы тоже сейчас будем выкладывать фигуры из палочек. У каждого из Вас есть разноцветные палочки и образец того, что надо выложить. Возьмите, пожалуйста, образец и выложите из палочек ту фигуру, которая изображена на образце.
- играем в пальчиковые игры (стихи с движениями) и выполняем упражнения с массажным мячом;
(слайд 17)
-Давайте сейчас все вместе поиграем в такую игру, которая называется «Гном и гром».
- игры с пальчиками при помощи компьютера;
Рассказ о сайте Мерсибо. ру.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
- предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке;
- с сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость «Кто скорее» папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера;
- лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы;
- учите ребёнка застёгивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков;
- игры со стихами;
- наматывайте толстые нитки на клубок;
- играйте в «Теневой театр».
А сейчас давайте посмотрим, как можно развивать моторику с помощью русских народных сказок. В сказках заложен огромный творческий потенциал нашего народа, сказки написаны интересным, доступным для детей языком, они служат основой развития творчества и фантазии малыша, учат его таким понятиям как добро и зло. А ещё сказки удивительно эмоциональны! Подражая сказочным героям, ребенок учится голосом (интонацией) передавать характер и настроения сказочного персонажа. Сейчас Вы увидите один из вариантов знакомства детей со сказкой.
(слайд 1)
Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок».
У каждого в руках массажный мяч су-джок.
«Катится Колобок, катится (перекатывание массажного мяча по столу от одной руки к другой, а навстречу ему Заяц (указательный и мизинец правой руки подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони). – Колобок, Колобок я тебя съем («Заяц» кивает головой в такт словам). – Не ешь меня, я тебе песенку спою (катаем по ладошке кругами, вверх-вниз, перебираем пальчиками) : Я Колобок, Колобок, по амбару метён, по сусекам скребён, в жаркой печи печён, на окошке стужён. Я от бабушки ушел, и от дедушки ушел, а от тебя, Косой, подавно уйду. И укатился, только Заяц его и видел (слегка оттолкнуть мяч от себя так, чтобы он откатился на другой край стола)». Логопед: Спасибо большое. Сегодня мы с Вами разыграли отрывок из сказки, но думаю, Вам интересно будет продолжить игру дома и самим придумать новые движения для пальчиков.
А сейчас я хочу предложить Вам ещё одну сказку с большим количеством сказочных персонажей. Это всем Вам известная сказка «Теремок». Приготовили все свои пальчики, начинаем. Логопед: Стоит в поле… (пальцы рук соединить под углом друг к другу) теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Логопед: Как по полю, полю мышка бежит (пальцы и запястье правой руки прижаты к столу, а сама ладонь чуть приподнята). У дверей остановилась и стучит. Все: Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? Кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм. Логопед: Уж как по полю лягушка бежит (ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу). Все: У дверей остановилась и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет (кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм? - Я мышка-норушка, а ты кто? Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь. – Я лягушка-квакушка ( изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу, давай жить вдвоем. Логопед: Как по полю, полю зайчик бежит (указательный и мизинец правой руки подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони). Все: У дверей остановился и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? «Заяц» ритмично в такт словам покачивает головой. - Я мышка-норушка (изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь, я лягушка-квакушка ( изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу, а ты кто такой? - А я зайчик - побегайчик, давайте жить втроем…. Всем спасибо за участие. Аналогично сказка разыгрывается дальше. Сегодня мы с Вами разыграли отрывок из сказки. А как показать с помощью пальцев остальных героев этой сказки, Вы, придумаете дома, а мы вместе с детьми на занятиях обыграем сказку до конца с Вашими новыми движениями.
Также эту сказку можно обыграть, распределив роли между всеми членами семьи, чтобы дома никому было не скучно. И здесь самое главное, чтобы участники игры не забыли вовремя изобразить своего персонажа.
Заключение.
Надеюсь, Вам понравился наш сегодняшний мастер-класс. Помните, что развивая тонкую моторику, Вы продвинете развитие своего ребёнка вперёд и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии вашего ребёнка. И на память о нашем занятии я хочу всем Вам подарить вот такие памятки.