Залина Кайтмазова
Мастер-класс для педагогов «Фрактальный рисунок. Использование методов арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование методов арт терапии с детьми старшего дошкольного возраста»
Воспитатель по изодеятельности
Кайтмазова Залина Ахсарбековна
Притча «Карандаш»
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
-- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Фрактальный рисунок, Использование методов арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Старшая группа
- Темочки
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому то держать себя в своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени,
Но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты должен всегда оставить свой след.
Независимо от твоего состояния ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
Фрактальный рисунок
Техника рисунка рассчитана на работу любой возрастной категории. Можно использовать в работе с педагогами или родителями.
Назначение: создание в технике «Фрактального рисунка» художественного произведения.
Задачи:
-- знакомство с новой техникой рисования;
-- развитие самовыражения и самопознания через творчество;
-- расслабление и снятие эмоционального напряжения;
-- создание коллективных или индивидуальных работ;
-- применение приемов арт терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-- развитие мелкой моторики.
Авторы метода Т. З. Полуяхтова и А. Е. Комов. Методу фрактального рисунка уже более 20 лет.
Технология выполнения рисунка :
Для выполнения рисунка раздаются :
-- набор цветных карандашей, фломастеров или восковых мелков;
-- черные гелиевые ручки;
-- лист формата А 4
Для групповой работы включается релаксационная музыка.
Чтобы исключить влияние сознания на рисунок, в момент рисования предлагается закрыть глаза и не отрывая руки от листа в течение 30 – 40 секунд водить ручкой по листу, стараясь заполнить большую его часть.
Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали, диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения. Рука движется свободно, как бы сама собой. Не изображаем знакомые фигуры (цветы, домики, деревья) Начало и конец линии необходимо подвести или закруглить к ближайшей линии.
Белый фон рисунка необходимо оставить чистым.
Рисунки у всех получаются разные: у одних прямоугольные ячейки, у других треугольные, у кого то линии плавные, у кого то угловатые, иногда сплошные петли и круги.
Затем следует закрасить ячейки так, как подсказывает бессознательное и при этом выбор цвета совершать с закрытыми глазами.
Ячейки необходимо закрашивать аккуратно и ровно. Допустимо закрашивать одновременно и карандашами, и мелками.
После завершения можно наблюдать целую галерею состояний человека. Рисунок здесь является продолжением человека, его малой частью, проекцией. И эта малая часть отражает большое целое – человека, его актуальное состояние.
Практическое использование фрактального метода значительно улучшает эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека. Способствует развитию его творческих способностей и духовному росту.
Ключ к расшифровке фрактального рисунка
Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества, особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:
-- характер линии;
-- размер и конфигурация рисунка;
-- размер и конфигурация ячеек;
-- цветовая гамма рисунка;
-- отдельные доминирующие цвета и оттенки.
Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают большую часть рисунка, это означает то, что качества и черты характера, состояния автора ярко выражены. Особенности, занимающие меньшую часть рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.
Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий. Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линий контура. Насколько плавная, насколько прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с которой она проведена – спокоен ли был человек в момент рисования или в агрессии.
Четко прочерченная линия – уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.
Нажим при проведении линии не везде одинаковый – чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, не всегда проявляется неуверенность в себе.
Слабо прочерченные линии – болезненные состояния, комплексы, заметная неуверенность в себе.
Резкие, угловато прочерченные линии с плавными переходами – эмоциональное напряжение, стрессовое состояние.
Линии с плавными переходами – гармоничное, стабильное состояние.
Кругообразный повтор в рисунке – склонность к навязчивым состояниям, к неврозам.
Размер и конфигурация рисунка.
Маленький рисунок – с одной стороны комплексы и заниженная самооценка, с другой стороны – склонность к эгоцентризму.
Средний размер и овальный периметр рисунка – чаще всего это показатель уравновешенного характера.
Большой рисунок, с линиями, выходящими за пределы листа – нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания.
Прямоугольная форма периметра рисунка – прямолинейный, зачастую сложный характер.
Конфигурация рисунка с причудливыми «хвостиками» по его периметру – Яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.
Ячейки.
Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.
Гармоничное сочетание размеров ячеек по всей площади рисунка говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.
Большое количество крупных ячеек – добрая, открытая натура.
Большое количество средних ячеек – исполнительность, аккуратность, педантизм, аналитические способности, склонность к точным наукам.
Большое количество мелких ячеек – закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.
Плавные ячейки с небольшим числом геометрических форм – рассудительный, спокойный характер, склонность к творчеству.
Большое количество геометрических форм – ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный, авторитарный характер.
Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки – эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.
Пятна.
Маленькие черные пятна – ячейки – наличие качеств «формирователя» событий (о чем человек думает, то и происходит). Любое небольшое черное пятно – свидетельство начала изменения событий в настоящем времени. Заметное количество средних черных пятен или большое черное пятно – энергетический голод, обесточенность (нежелательный труд, работа вхолостую). Большое локальное темное пятно – острая проблема личного характера.
Характерные цветовые акценты.
Большие ячейки красного цвета – предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.
Заметное количество красных пятен среднего размера – напряженность, неустойчивые эмоции.
Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета – долго нерешаемые проблемы (личного характера) межличностных отношений.
Большое количество оттенков зеленого цвета – природная способность организма к саморегуляции.
Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета – тревожное состояние, агрессия, острый стресс.
Чистый и без пятен и помарок белый фон рисунка – высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.
Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета говорят о значительной невостребовательности природных особенностей.
Лимонно – желтый цвет – цвет педагога, учителя.
Цыпляче – желтый - цвет ретранслятора, передатчика информации, комментатора.
Зеленый цвет всех оттенков – цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способность к целительству.
Синий и темносиний – цвет холодной равнодушной энергии.
Голубой – цвет спокойной энергии.
Фиолетовый – цвет фонтанирующей энергии.
Лиловый – цвет мощной, неуправляемой энергии.
Алый, малиновый – цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.
Густой оттенок красного цвета – бордовый, вишневый – цвет силы, агрессивной энергии.
Розовый – цвет теплой энергии.
Оранжевый цвет – цвет жизненной, сексуальной энергии.
Светлые оттенки коричневого цвета (золотистый, бежевый, охра, песочный) – цвет чистой энергии, святой энергии.
Коричневый цвет определяет наличие глубоких переживаний, депрессии (темнокоричневый).
Серый – цвет нестабильных энергий, пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.
Черный – цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.
В цело о цвете:
-- темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой отрицательных) качеств энергетических функций цвета;
-- средняя насыщенность цвета – оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;
Для объективной оценки рисунка строго следовать инструкции ключа при трактовке результата.