КОСАРЕВА МАРИНА
Мастер-класс «Формирование у детей культурно-гигиенических навыков посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей в
вопросах формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игру.
Задачи:
• показать значимость в формировании культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет;
• познакомить с методами, приемами, способами работы по формирования культурно-гигиенических навыков через игру;
• создать условия для педагогического общения.
Публикация «Мастер-класс „Формирование у детей культурно-гигиенических навыков посредством игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Ход мастер-класса
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Процесс формирования очень длительный, в связи с этим одни и те же задачи не раз повторяются. Развитие культурно-гигиенических навыков происходит приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения. Из этого следует, что развитие навыков необходимо планировать в режиме всего дня. Режим дня, в воспитании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. С самого утра и в течении всего дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает формирование культурно-гигиенических навыков. Навык, ставший потребностью - это привычка. Например, «навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения».
Легче всего у детей воспитываются культурно-гигиенические навыки в процессе игр или же с помощью художественного слова. Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи.
Дидактические игры являются особой формой упражнения в усвоении культурно-гигиенических навыков. Используя их, мы формируем у детей культурно-гигиенические навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Все дидактические игры разделяют на три основных вида:
1. Игры с предметами (игрушками, в которых особое место занимают сюжетно-дидактические, где дети выполняют определённые роли, и игры инсценировки, которые помогают уточнить представления о различных предметах.
2. Настольно-печатные. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
3. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений без опоры на наглядность.
Для воспитания культурно-гигиенических навыков мы должны использовать все виды дидактических игр. При этом особое место выделяется дидактическим играм: «Накорми Мишку обедом», «Уложи куклу Машу спать», «Оденем куклу Свету на прогулку» и т. д
Игры делятся на :
- формирование навыков опрятной еды;
- формирование навыков снимания и надевания одежды в определённом порядке;
- формирование навыков мытья рук.
Все культурно-гигиенические действия, проводимые с ребенком, лучше всего сопровождать потешками, что значительно оживляет процесс самообслуживания.
Пример потешек:
Умывание
***
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Одевание
***
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Прием пищи
***
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.
Приступая к воспитанию культурно-гигиенических умений, нужно заранее продумать все действия, расположить необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Алгоритм в процессе освоения культурно-гигиенических навыков очень помогает ребенку, все выполнять в определенной последовательности и запоминанию действий.
Например, готовясь к мытью рук мы в группе пользуемся алгоритмом «Моем руки чисто»;
готовясь к прогулке мы в раздевалке используем «Алгоритм одевания на прогулку».
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения каждого человека. Сформированные в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
При воспитании у ребенка культурно –гигиенических навыков нельзя забывать о следующих правилах:
Стараться поддерживать стремление ребенка к самостоятельности.
Поощрять, хвалить, малыша даже за небольшие достижения.
Навыки самообслуживания формируются лучше, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке необходимо делать.
Не нужно торопить малыша с выполнением какого-либо действия, а необходимо дать самому возможность выполнять все самостоятельно.
Если у ребенка, что- то не получается не нужно спешить к нему на помощь, пока он этого сам не попросит.
Для наилучшего формирования культурно-гигиенических навыков необходимо использовать игру, потешки, стишки и личный пример.
Всегда необходимо придерживаться доброжелательного эмоционального настроя.