Яна Солоденко
Мастер-класс «Формирование познавательного интереса у детей посредством организации игр-экспериментов»
▼ Скачать +Заказ
Формирование познавательного интереса у детей посредством организации игр-экспериментов
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –
и я пойму».
Китайская пословица
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
Публикация «Мастер-класс „Формирование познавательного интереса у детей посредством организации игр-экспериментов“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
В соответствии с требованиями ГОС ДО воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников.
Экспериментирование – это нетрадиционный метод естественно- научного образования детей.
Ценность этого метода - при традиционном подходе мы обучаем, играя, а при нетрадиционном – изучаем, делая, т. е. воспитатель не контролирует деятельность детей, а консультирует ее.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Экспериментирование – это эффективная деятельность неправленая на развитие познавательной активности дошкольников.
Классификация экспериментов:
• По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.
• По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т. д.
• По количеству детей : индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-16 детей); фронтальные или коллективные (вся группа).
• По причине их проведения: случайные ; запланированные ; поставленные в ответ на вопрос ребенка.
• По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
• По характеру познавательной деятельности : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.
• По способу применения в аудитории: демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами); - фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).
Цели игры – эксперимента:
• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
• Развитие словаря.
• Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
• Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи игры- эксперимента:
• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
• Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью.
• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Структура игры-эксперимента:
Постановка, формулирование проблемы :
1. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
2. Проверка гипотез;
3. Подведение итогов, вывод;
4. Фиксация результатов;
5. Обсуждение работы.
Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования
Игры- экспериментирования из опыта работы:
1.«Волшебное сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сито, развить самостоятельность.
Материалы: различные сито, тарелочки, манная крупа и рис.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, что по пути в детский сад встретила Машу, которая рассказала, что собирается в гости к Медведю — отнести манную и рисовую крупы для каши. Но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и вся крупа перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?
Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее?
Воспитатель: Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит сито? Для чего необходимо сито? Как им пользоваться? (Дети просеивают через сито манную и рисовую крупы.) Что из сита сыпется в миску? (Рассматривают очищенную манку.
2. «Рисуем на молоке»
Цель: Как молоко взаимодействует со средством для мытья посуды, создавая причудливые картины. Вовлечение детей в совместную деятельность.
Материалы: Молоко, краски, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка, кисточки
Ход игры:
1. Наливаем молоко в тарелку. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуры, при таком условии опыт будет более зрелищным.
2. В тарелку с молоком добавляем с помощью кисточки несколько капель краски (лучше это делать пипеткой и с жидкой краской)
3. Берем палочку, окунаем ее в моющее средство, и прикасаемся ею к поверхности молока в самом центре тарелки буквально на 10 секунд. Важно, не нужно перемешивать, только прикосновение.
3. «Волшебная варежка. Свойства магнита»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Материалы: варежка с магнитом, магниты на каждого ребенка, пробирки в подставке, пинцет, стаканы с водой, кусочки бумаги и картона 20х20 см, бумажная салфетка.
Ход НОД-видео
4 «Необыкновенные шишки»
Цели: познакомить детей с изменением формы предметов под воздействием воды, развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.
Ход игры: предложить детям сделать ёжиков из шишек и пластилина. Обратить внимание на то, что ёжики спрятали колючки. Предложить детям опустить ёжиков в воду и оставить на некоторое время (лучше до следующего дня). Поле сделать вывод о том, что под воздействием воды шишки раскрылись, ёжики стали колючие.
5 «Чудесные рисунке на мыльной пене»
Цель: Упражнение в использовании нетрадиционного метода рисования (рисование на мыльной пене) развивать у детей воображение, побуждать к развитию творчества, инициативы.
Материалы: 4 тазика с водой, шампунь, венчики, кисточки, акварель.
6 Видео «По следам двух колобков»
Ход игры: Воспитатель делит детей на 4 группы и рассаживает за столы, на каждом столе стоит тазик с водой, шампунь и венчик для каждого ребенка. Дети вместе с воспитателем взбивают шампунь с водой в тазиках венчиками.
Воспитатель рисует на пене и объясняет детям, что кисточкой нужно вести аккуратно по верхнему слою пены, иначе рисунка не будет видно.
Главное достоинство игры – эксперимента заключается в том, что в процессе эксперимента:
• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
• идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
• развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
• -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;