Вагина Екатерина Вениаминовна
Мастер-класс «Формирование математических представлений у детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Формирование математических представлений у детей 6-7лет».
Математика — королева и служанка наук.
(Э. Т. Белл).
Цель: вовлечь в образовательный процесс обучения,познакомить родителей с организацией и проведением занимательных математических игр с детьми.
Ход мастер-класса :
Добрый день, уважаемые родители!
Публикация «Мастер-класс „Формирование математических представлений у детей 6–7 лет“» размещена в разделах
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависи-мостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, само-стоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.
У детей должен быть воспитан устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Сегодня я приглашаю вас в путешествие в математическую страну. Чтобы туда отправиться предлагаю закрыть глаза и посчитать вслух до 20 в прямом порядке.
Вот мы и оказались в математической стране. Добро пожаловать!
И сейчас я хочу вам предложить побыть немного своими детьми и поиграть. И первая игра, которую я хочу вам предложить – это игра «Вкусный пирог»
Задачи: уточнить приемы деления круга на 2 – 4 и 8 равных частей, развивать умение понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.)
Оборудование: круг, ножницы (на каждого родителя)
Ход игры:
Посмотрите я испекла для Вас вкусные пироги (показываю родителям круг пирога и предлагаю разделить его на две равные части).«На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: одна вторая или целое?»
Прошу родителей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»
Предлагаю родителям показать 2/4 круга и выясняю, как можно назвать 2/4 по – другому. (Половина.) затем прошу найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашиваю: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (Показ) Сколько частей всего получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?»
Вот таким образом устанавливаем соотношение целого и части. Спасибо. Молодцы, вы великолепно справились.
У вас на столе лежит лист и фломастеры. Слушайте и внимательно выполняйте мои задания:
«Слуховой диктант».
Нарисуйте в прямоугольнике:
В правом верхнем углу – квадрат;
В левом нижнем углу – овал;
В правом нижнем углу – треугольник;
В левом верхнем углу – круг;
В середине - прямоугольник.
Где нарисовали овал? (в левом нижнем углу)
Где нарисовали квадрат? (в правом верхнем углу)
Где нарисовали прямоугольник? (в середине прямоугольника). Давайте посмотрим, что у вас должно получится. (смотрим образец). Все справились с диктантом? Молодцы.
А сейчас немного отдохнём –динамическая пауза «На разминку»
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Поднимаем прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводим назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за столы сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела.
Продолжаем наше путешествие.
Предлагаю вам поиграть в игру : «Дни недели».
Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Материалы : Набор с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.
Ход: Сейчас я приглашаю сюда семь человек. Выбирайте себе пожалуйста карточку с цифрами от 1 до 7. Правила игры :под музыку вы ходите по группе в рассыпную. По окончание музыки вам необходимо выстроиться в ряд от 1 до 7 и назвать друг за другом день недели по порядку соответствующей вашей карточки с цифрой.
Таким образом, мы знакомим детей с последовательностью дней недели.
Скоро школа и поэтому мы, уделяем особое внимание ориентировке в пространстве. Необходимо развивать умение отражать в речи пространственные отношения предметов по отношению к себе, между предметами и конечно ориентироваться на листе клетчатой бумаги. Это эффективная подготовка руки к письму.
Это интересное задание на внимательность и умение различать направле-ния: вправо-влево, вниз -вверх. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на тетрадном листе в клеточку. После окончания на листочке появляется фигурка или какой-либо другой объект. Фигурка появится, если диктант был выполнен правильно и ребёнок нигде не ошибся.
Перед выполнение графических диктантов и упражнений используйте ху-дожественное слово: стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки. Во время рисования по клеточкам очень важен настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого. Ваша задача – помочь в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учёбы навыками, поэтому чаще хвалите его.
Сейчас мы с вами напишем графический диктант, как это мы делаем с детьми.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (черепаха).
Мы с вами будем рисовать фигуру под диктовку, внимательно слушайте, я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Когда проведёте линию, подождите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от бумаги.
- Поставьте карандаш на красную точку. 2 клеточки вправо, 4 клеточки вниз, 1 клеточка вправо, 3 клеточки вверх, 5 клеточек вправо, 3 клеточки вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 8 клеточек влево, 3 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх.
Молодцы! Спасибо.
Вот таким образом можно заниматься графическими диктантами в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия, особенно в летний период.
Посмотрите пожалуйста, что вы видите на столе? (игрушки).
Давай посчитаем, сколько всего игрушек. Как надо считать? Один, два…шесть. Правильно. Это количественные числительные. Запомните, когда хотят узнать количество предметов, задают вопрос «сколько?». Скажите, сколько в комнате стульев? А мячиков? Молодцы! Сейчас будем считать по-другому. Нужно узнать, в каком порядке стоят игрушки с начала ряда. Медведь какой по счету? Правильно, первый. А зайка? Второй. Ежик третий, лев четвёртый, Поросёнок пятый, кукла шестая. Это порядковые числительные, они указывают место предмета в общем ряду. У поросёнка какое место, сосчитайте? Пятое. У ёжика? Третье. Запомните, когда спрашивают: «Какой или который по счету?» нужно назвать порядковое число.
Таким образом, мы развиваем представление о количественном и порядковом счёте (в пределах10,развиваем умение понимать значение вопросов «сколько? Который?», отличать вопрос «который?» от вопроса «какой?»
А сейчас закройте глаза и посчитать вслух в обратном порядке(20).
Вот и закончилось наше путешествие в страну математики.
Предлагаю вам памятки «ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7ЛЕТ»
Всем спасибо! До новых встреч!