Черкасова Диана Владимировна
Мастер-класс для педагогов «Флеш-наставничество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о наставничестве, его процессе; мотивирование педагогов на активное включение в работу мастер-класса
Задачи:
- расширить представление о наставнике;
- познакомиться с формами взаимодействия наставников;
- создать эмоциональный контакт для активного взаимодействия.
Материалы и оборудование: фломастеры, таблички (формы наставничества). на столы и на мольберты, магниты, 6 стульев, 3 стола, макеты человека 3 шт., шарфы – 3 шт., микрофон, следы «Профессиональные качества наставника».
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать на мастер-классе «Флеш - наставничество». Сегодня проводим встречу между более опытным (наставником) и менее опытным сотрудником (подопечным) по накоплению ценнейшего опыта по внедрению наставничества.
Все присутствующие здесь оказались совершенно не случайно. Каждый из вас готов возложить на себя почетное имя – наставник.
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных. В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование», и именно наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Государство ставит задачу, что не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества. 2023 год в стране стал Годом педагога и наставника, в соответствующем указе сообщается, что Год педагога и наставника утвержден «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность».
На мастер-классе присутствуют три модели наставничества, которые более чаще встречаются в ДОО: педагог - начинающий педагог, старший воспитатель - начинающий педагог, руководитель ДОУ- педагог. Предлагаю выйти участникам фокус-группы ко мне, согласно представленным формам наставничества.
Выходят участники фокус-группы.
Итак, вы готовы начать нашу встречу?
1. Отлично, тогда давайте начнем со знакомства: назовите ваше имя, отчество и должность.
Цель нашего мастер-класса - познакомиться с понятием и процессом наставничества, замотивировать Вас (педагогов) на активное включение в процесс работы и участие в нем.
Задачи: расширить представление о наставнике; познакомиться с формами взаимодействия наставников и создать эмоциональный контакт для активного взаимодействия.
У каждого из вас свой род деятельности, каждый занимается своим делом. У каждого, конечно, есть навыки, умения и опыт в какой-либо деятельности, в профессии, в быту. Я предлагаю сейчас более подробно об этом узнать.
Для этого мы проведем небольшое упражнение, которое называется «Поменяйтесь местами». Например, я буду говорить: поменяйтесь местами те, кто умеют плавать. Упражнение выполняет тот, кто умеет плавать, вы встаете и меняетесь местами.
А теперь поменяйтесь местами те, кто умеет рисовать.
Поменяйтесь местами те, кто поет.
Поменяйтесь местами те, кто умеет играть в шахматы.
А теперь поменяйтесь местами те, у кого есть опыт в передаче своих знаний и умений другому человеку.
Отлично! Какой вывод мы можем сделать из этого упражнения? (Все мы имеем что-то общее, и все мы можем чему-то научить друг друга).
Это упражнение подтверждает, что люди, которые здесь собрались, многое умеют и многое знают и, конечно, из них выйдут прекрасные наставники.
Думаю, что вы согласитесь со мной, что так как вы являетесь потенциальными наставниками, то вы должны знать и понимать ряд вещей. И в первую очередь четко знать: кто же такой наставник?
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Микрофон». Каждому из вас предстоит сейчас сказать одно слово, которое у него ассоциируется с наставником (профессионализм, поддержка, помощь, творчество, общительность, терпение)
Молодцы! Я вижу, что вы понимаете, кто такой наставник.
А теперь я прошу вас пройти на рабочие места согласно вашей модели (форме) наставничества. Перед вами лежат макеты человека. Сейчас нам предстоит нарисовать наставника. Создавать образ мы начнем с его верхней части, то есть с головы. Но в начале в каждой паре, пожалуйста, распределите роли: один должен быть – наставником, другой – наставляемым. Подумайте. Готовы? Итак, задача наставляемого – с закрытыми глазами нарисовать лицо, а задача наставника – оказать помощь в осуществлении данной деятельности. Возьмите, пожалуйста, шарфы и завяжите глаза. Начинаем работу.
А пока наша фокус-группа работает, поговорим о флеш-наставничестве.
Итак, флеш-наставничество – это наставничество через одноразовые встречи или обсуждения. Данная модель является новой концепцией наставничества, суть состоит в следующем. Сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой, не более часа, встрече с потенциальными подопечными. Стандартная сессия флэш-наставничества предполагает одноразовую встречу, лично или с помощью телекоммуникационных технологий, между более опытным (наставник) и менее опытным сотрудником (подопечный, которая может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. В ходе встречи наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению карьеры и дать некоторые рекомендации.
Итак, участники фокус-группы, вы готовы? Хорошо! Разместите, пожалуйста, ваши портреты на мольберты согласно модели.
А теперь, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного задания? Были ли у вас трудности? (Некомфортно работать с закрытыми глазами, нужно наладить контакт с обучающим, объяснить)
А что было проще: быть наставляемым или быть наставником? (Хорошо, все роли понравились).
Сейчас мы с вами продолжим заполнять образ нашего наставника. Возьмите свои работы и, пожалуйста, внутри силуэта пропишите личностные качества наставника. Я напоминаю, личностные качества – это врожденные качества человека. Например, это доброта, честность, искренность. Размещаем
на мольберты ваши модели и остаемся возле них.
Представьте, пожалуйста, личностные качества своего наставника.
Замечательно, у каждого из вас получились прекрасные наставники и отличные личностные качества, которыми обладает ваш наставник.
Мне хочется отметить, что зачастую путь к наставничеству может быть затруднен. Для того, чтобы облегчить путь к наставничеству нужно пройти по дорожке профессиональных качеств. Я предлагаю сейчас вам выбрать профессиональные качества и проложить свой путь к нашей модели идеального наставника. Прошу вас всех подойти к одному столу.
Начинаем выкладывать свои дорожки до своей модели.
Расскажите про профессиональные качества вашего наставника.
А теперь скажите мне: какой вывод вы можете сделать? Каким должен быть наставник?
А сейчас, в конце мастер-класса я вам предлагаю сказать по одному слову, которое у вас ассоциируется с наставником. («Кто такой наставник?»).
Замечательно, я услышала ваши правильные ответы. Спасибо, что посетили мой мастер-класс. Надеюсь то, что мы сегодня с вами выполняли, вам пригодиться в вашей дальнейшей профессиональной деятельности.
А закончить свой мастер-класс мне бы хотелось словами легендарного древнегреческого поэта Эзопа: «Наставник, люби своего подопечного наравне с его родителями: родителей ему дала природа, подопечного же люби по доброй воле, и за это тебе он будет вдвойне благодарен».
Всем большое спасибо за активную работу и желаю каждому из вас успехов в роли наставника!