Ирина Азарскова
Мастер-класс для воспитателей на тему «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
Тема: «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий».
Выполнила:
воспитатель 1кв. категории
И. А. Азарскова
Детский сад «Радуга», филиал МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанский район.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей на тему „Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Цель: знакомство педагогов с алгоритмом составления загадок по методике ТРИЗ и РТВ технологий.
Задачи:
- познакомить с особенностями методики и алгоритмом составления загадок;
- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация и наглядные пособия) в работе по речевому развитию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.
Планируемый результат:
получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:
Вводная часть.
Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.
Мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.
Поэтому сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать методический приём, который я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?
Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)
- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? (ЗАГАДКА)
Слайд 1.
Итак, тема сегодняшнего мастер-класса «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»
Теоретически – демонстрационная часть.
Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кто – то не догадается). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».
Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Поэтому гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.
Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки : не только отгадывать их, а ещё их и придумывать. Для этого я использую ТРИЗ и РТВ технологию.
Объектами для составления загадок служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д.
Слайд 2.
Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
При составлении загадок использую три основных модели и приёмы, которые вам сейчас покажу
Модель 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) опора на сходство
Яблоко Какой? Какая? Что бывает таким же?
По цвету красное клубника
По форме круглое мяч
По вкусу сладкое конфета
1. Выбираем объект
2. Даем ему характеристики (по каким свойствам будем его характеризовать)
3. Далее определяем, какой но по цвету, по форме, по вкусу
4. Сравниваем, что бывает таким же? Красным – клубника и т. д.
5. Читаем загадку, используя между строк связку слов «а не»
Слайд 2.
Модель 2. Модель работы по прямой аналогии.
Свечка
Что делает? Что делает так же?
светит (тусклая) лампочка
тает (небольшой) снег
капает (редкий) дождь
1. Выбираем объект
2. Описываем функции, которые он выполняет (рисуем)
3. Заполняем правую часть, что делает так же в прямом значении
4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «как»
Используя «завышение» или «занижение», описание объекта становится более подробным, а загадка – содержательнее.
Слайд 3.
Модель 3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается на отличие.
Зонт
На что похож? Чем отличается?
похож на гриб П (но не природный мир)
Ю напоминает юлу не умеет крутиться
похож на колокольчик Д но может укрыть от дождя
1. Выбираем объект
2. Подбираем схожий объект (Значение признака в левой и правой частях таблицы можно обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в другой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом).
3. Далее думаем, чем он может отличаться?
4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «но не»
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно с помощью этой методики и этих моделей составить загадки по опорным таблицам, используя те приёмы, которые вам понравились.
У вас на столах лежат модели составления загадок, можете взять фломастеры, а можете признаки записать ручкой.
(Включаю музыку)
Давайте посмотрим, какие загадки у вас получились и загадаем их жюри.
А теперь посмотрите видеоролик, как загадки составляют наши дети в с. р. и «Магазин».
(видеоролик 3 мин)
Рефлексия участников мастер-класса.
А теперь я бы хотела узнать ваше мнение от проведенного мастер – класса.
Когда мы получаем много новой информации, у нас в голове «винегрет». Я предлагаю вам сейчас подумать
- каких компонентов вам показалось много?
-может чего – то не хватило?
- а может что - то было лишним?
Подведение итогов.
Спасибо за внимание и сотрудничество!
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
С чего мы начинаем обучение составлению загадок?
Подготовительную работу начинаем уже в младшем возрасте: учим детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;
В средней группе наши дети учатся составлять сравнение по двум – трём признакам.
А в старшей группе, где работаю я, мы уже самостоятельно сравниваем объекты по разным признакам, учимся выбирать наиболее удачно подобранные признаки, действия и самостоятельно составляем загадки по разным моделям.
У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор, следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее.
С детьми мы пробовали объединить в одной загадке две модели, использовали другие связки слов между строчками «как будто, «но без», «словно», эти загадки на мой взгляд даже интереснее по своему содержанию.
Составленные с детьми загадки мы к концу года оформим в «Книгу загадок», которая будет являться самостоятельным продуктом деятельности.
Применение ТРИЗ технологии по развитию творческого воображения позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи).Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
А еще она хороша тем, что не требует больших затрат в оформлении, карточки – объекты легко применить при составлении загадки и наоборот.
Но применяя на практике, заметила, что дети больше любят сами рисовать загадку, с картинками использую только сначала для обучения.
На улице, идем мыть руки.