Виктория Тулоева
Мастер-класс для воспитателей «Танграм — развивающая игра для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.
Задачи:
- познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги, как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Недавно я заново открыла для себя очень увлекательную игру-головоломку — танграм.
Что это?
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Танграм — развивающая игра для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Танграм, головоломка
- Темочки
Танграм — старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций. Танграм — одна из множества вариаций игр в основу которых положено решение логических геометрических задач на разрезание. Исходное базовое тело или фигура разрезается на определенное число элементов (танов). Они создают исходный материал, из которого требуется сложить ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и объемных.
Для чего это?
Танграм для дошкольников способствует развитию :
• внимания;
• понимания цвета, величины и формы,
• абстрактного и пространственного мышления;
• воображения;
• логического мышления;
• комбинаторных способностей.
Уважаемые педагоги, сегодня я Вам предлагаю немного поиграть.
Прошу выйти желающих поучаствовать.
Как сделать?
Головоломку танграм для дошкольников можно приобрести в магазине, а можно сделать дома самостоятельно. Для изготовления танграма возьмите плотный картон, начертите на нем квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких, квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций. Чтобы сделать игру более интересной, каждый элемент можно обклеить цветной бумагой или раскрасить в определенный цвет.
«Очарование танграма таится в простоте материала и в кажущейся непригодности его для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»
Как играть?
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.
Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т. к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:
1. В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.
2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т. е. располагаться только в одной плоскости.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Задания
В игре танграм можно выделить 3 основные категории заданий:
1. Поиск одного или нескольких способов построения данной фигуры или изящного доказательства невозможности построения фигуры.
2. Нахождение способа, позволяющего с наибольшей выразительностью или юмором (или тем и другим вместе) изобразить силуэты животных, людей и другие узнаваемые предметы.
3. Решение различных задач комбинаторной геометрии, возникающих в связи с составлением фигур из 7 танов.
С чего начать?
• Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
• Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…
Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.
Второй этап
• Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Третий этап
• Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей…
Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.
Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.
Это самые трудные фигуры в этой головоломке, но потренировавшись, вы и с ними справитесь.
Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление. На первых ступенях знакомства с Танграмом, дети собирают фигуры по заданным моделям, а затем начинают придумывать самостоятельно.
Данную технику Танграм я буду использовать в различных видах деятельности с детьми, на занятиях по ФЭМП, в аппликации, в конструировании, в развитии речи. Можно составлять сказки и обыгрывать их). И, конечно в свободной деятельности детей.
Уважаемые педагоги, благодарю Вас за участие, и за Вашу фантазию!