Елена Павлова
Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в страну Оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.
Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества.
Задачи:
• передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Путешествие в страну Оригами“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
• совместная отработка методических методов и приемов, поставленных в программе мастер-класса;
• рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.
Предполагаемые результаты для участников мастер - класса :
• познакомятся методами и приёмами складывания бумажных фигурок;
• примут участие в обсуждении полученных результатов;
• предложат для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
• выскажут свои предложения по решению обсуждаемых вопросов.
1. Презентация педагогического опыта мастера.
Оригами, оригами,
Мастерить умеем сами :
И фонарик, и хлопушку,
И забавную зверюшку.
Что такое это оригами?
Рассказать давно пора.
Это мир фантазий,
Это сказка, фокус, и игра.
Что такое оригами? Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Япония славится своей древней культурой, традициями, старинными свитками, рисунками тушью, трактатами, яркой самобытностью в одежде – кимоно, куклами. Страна Японских самураев и мечей, сумо, суши, искусства «бонсай» и экибано, страна храмов и сакуры, страна оригами. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную игру.
А знакомство с оригами следует начинать с Древнего Китая, именно там была создана технология производства бумаги. Очень скоро и в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай. Со временем оригами становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом, на, котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать. Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Именно он создал то, что сегодня называется "оригамная азбука". Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.
В России Сергей и Елена Афонькины увлеклись складыванием фигурок из бумаги в конце 80-х годов ХХ века. В 1991 г. Они зарегестрировали некоммерческую организацию – «Петербургский центр оригами». Её главной задачей стало распространение в нашей стране информации о японском искусстве изготовления бумажных поделок без клея и ножниц. Сергей с 1996 по 2001гг. был редактором журнала «Оригами» издававшегося в Москве.
Соколова Светлана Витальевна– мастер и руководитель занятий по оригами.
Наиболее известна своими книгами по оригами «Игрушки – оригамушки», «Сказки из бумаги», «Сказки и маски», «Оригами. Игрушки из бумаги», «Театр оригами. Игрушки из бумаги» и другие (выставка книг).
В детском саду процессе конструирования из бумаги один из видов детской деятельности.
• Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, может быть успешно организована родителями в домашних условиях.
• Содержание творчества с бумагой основывается на законах математики, может охватывать самые различные тематики, удовлетворяющие детей обоего пола и разных возрастов.
• Складывание моделей из нескольких листов бумаги, соединяющихся между собой с помощью оригамных замков, применяется в модульном оригами (занимательный бумажный конструктор – моделирование).
• Оригами – это такой вид деятельности, в котором равноценно задействованы обе руки (в отличие от письма и рисования, где доминирует ведущая рука).
• Оригами развивает : мелкую моторику, координацию движений пальцев, сообразительность и смекалку, пространственное воображение, внимание и память, терпение и аккуратность, точность и глазомер, фантазию и творческий потенциал и креативное мышление. При этом повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние.
Поэтому оригами используют в разных видах детской деятельности:
o В оформлении интерьера.
o Альбомы “Оригами”.
o В сюжетно-ролевых играх.
o В дидактических играх.
o Подвижные игры с ободками-масками.
o В театральной деятельности: пальчиковый и настольный театр.
o В ознакомлении с окружающим.
o Поделки-поздравления к праздникам.
2. Представление системы учебных занятий.
Древнегреческому философу Аристотелю (384 – 322 гг. до н. э.) принадлежит мысль: «Познание начинается с удивления».
Ребёнка необходимо удивить и, тем самым, привлечь его внимание, поддержать и удержать его интерес, и, наконец, сделать заинтересованность ребёнка устойчивой привычкой на всю жизнь.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Но в группе создан уголок оригами, где находятся книги, альбомы, материалы для складывания поделок. В любое время ребенок может самостоятельно реализовать свой замысел или научить друзей.
С первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново. Этапы складывания сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме в виде «оригамских сказок». Например: «Жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку, здравствуй, Нижний Уголок!». Эти условия работы необходимо привить детям сразу, они понимают их необходимость. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых, например – дорисовывание или оформление готовых моделей оригами художественными средствами и т. п. В заключении осуществляется игра с действующей фигуркой.
Система учебных занятий (предложить буклет).
3. Проведение имитационной игры.
-Я приглашаю вас в Волшебную страну «Оригами».
-Но перед началом работы необходимо подготовить руки к работе, разогреть их.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
-Что есть у листа бумаги?
-Давайте вспомним, как сложить квадрат из прямоугольного листа?
-В бумажной стране живут лесные жители. Выберите животного, подберите подходящие материалы.
-А помогут сложить фигурки пооперационные карты (фигурки складываются по пооперационным картам, она показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д.)
-Попробуем сделать сразу несколько поделок. Посмотрите, какие забавные зверушки прибыли к нам.
-Что общего во всех этих поделках?
-Какой формы надо взять лист бумаги?
-Что надо сделать на первом этапе?
-В какой русской народной сказке живут эти звери? Конечно, в сказке «Теремок». Сложив из бумаги поделки животных, вы можете рассказывать знакомые сказки.
4. Моделирование.
Самостоятельная работа слушателей, мастер исполняет роль консультанта.
-А как бы вы использовали эти фигурки животных?
-В каких видах деятельности?
-Какие условия могу способствовать созданию поделок?
-Предложите свои разработки работы с детьми.
5. Рефлексия.
-Украсьте ветку цветами сакуры. Если вам было все понятно, то приклейте раскрывшийся цветок. А если что - то не поняли, то нераскрывшийся бутон.
-На цветочках сакуры напишите то, что бы вы исправили, сделали, добавили или пожелали. (Педагоги наклеивают цветы сакуры на ветки).