Елена Козлова
Мастер-класс для воспитателей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей по теме :
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Подготовила воспитатель : Козлова Е. В
2019 г.
Мастер – класс для воспитателей по теме :
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Основой сенсорного воспитания являютсяанализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Главными задачами сенсорного воспитания являются :
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через :
• Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т. д.
• Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.
2. Научить ребёнка обследовать.
Обследование осуществляется в три этапа:
• Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
• Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
• Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяю эталоны:
• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, белый, черный и т. д.).
• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)
• Величины (большой, маленький, средний, самый маленький и т. д.)
• Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
• Обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.)
• Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
• Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
• Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
• Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:
• Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
• Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т. д.
• Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.
Для решения задач сенсорного воспитания используюразнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Наличие в группе материала Монтессори.
5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Дидактические игры с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т. д. :
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками : «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Сегодня я Вам покажу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.
1. Но сначала, мы с Вами, поиграем в игру «Волшебные прищепочки»
Описание игры.
К каждому ежу Вы должны подобрать прищепки такого же цвета, также
для (морковки, солнышку, жар- птице) и можно скрепки.
Цель:учить детей подбирать нужные прищепки как одного, так и разного цвета, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
2. Теперь я приглашаю Вас на следующую игру, а в какую, Вы узнаете, отгадав загадки:
1. Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины, (круг)
2. Обведи кирпич мелком 5. Злая рыба хвост-лопата
На асфальте целиком, Откусила полквадрата –
И получится фигура – Целый угол, верь не верь!
Ты, конечно, с ней знаком Кто ж он, бедненький, теперь?
(прямоугольник) (треугольник)
3. Кубик в краску окуни,4. Он похожий на яйцо
Приложи и подними Или на твоё лицо.
Вася десять раз так сделал-такая есть окружность -
Отпечатались они (квадраты) Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг (овал)
Приглашаю поиграть в игру «Геометрическая мозаика»
Описание игры.
Я попрошу Вас, из лежащих на столе геометрических фигур собрать произвольное изображение. Работать будем парами. Для изготовления данной игры вам понадобиться : - Салфетки универсальные. Трафареты геометрических фигур.
«Разложи фигуры по баночкам»(шесть фигур, разного цвета, разобрать и разложить по баночкам).
Варианты игры : «Собери красивые бусы», «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру».
Данное пособие поможет:Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы
3. Игры с пинцетом и пипеткой:
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания, закрепления цвета.
Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и ёмкости для наливания жидкости в неё можно добавить краску и по цвету краски вливать в ёмкости. (можно взять небольшие разноцветные стаканчики, или ёмкости для заполнения красками).
Упражнение с пинцетом
Пинцет в развитии мелкой моторики. Пинцет является прекрасным инструментом для того, чтобы помочь укрепить мышцы пальцев и рук. Можно рассортировать кусочки губки по цвету стаканчиков. Можно использовать пинцет для разделения двух видов зерновых например: горох и фасоль в разные емкости. Рассортировать мелкие предметы, разложить при помощи пинцета в стаканчики по цвету, форме, величине.
4. Упражнение с соленым тестом, пластилином или кинетическим песком.
Из кусочков солёного теста или мягкого пластилина или кинетического песка (бусины, пуговицы, фасоль и горох, мелкие макароны или игрушки)- нужноиспечь для кукол кексы. Также можно вылепить лепёшку, вставить трубочки в лепёшкии нанизывать крупные макароны на трубочки.
5. «Укрась картинку пуговицами»
Выкладывать в пустые кружочки пуговицы
Можно выкладывать без рисунка, по своей фантазии.
Носначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Можно выложить рисунок из пробок, поиграть с ними «Ходьба в пробках» (стих. «Мишка косолапый»)
Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!
Динамическая пауза Я буду давать задание, а вы быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же,
как у Вас, цветом волос. Тогда начинаем.
Распределитесь на группы: по стилю обуви; по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
6. Игры с крупами
( дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из круп: риса, манки, гречки, гороха, фасоли).
1. «Сенсорная коробка»
Самомассаж в «сухом бассейне»,
Насыпаем в емкость крупу. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи"
2. «Сюрприз»
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник,
развивать мелкую моторику.
1 вариант: сюрприз – игрушки
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»
7. Аквагимнастика.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т. д. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.
8. В следующей игре освоить умения различать предметы по величине
и цвету.
Игра «Найди домики для мишек»
Вам нужно наложить медведей на домик.
Заключительный этап
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. - Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!