Максимова Ольга
Мастер-класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь к презентации.
Каждый ребенок всем на диво
Должен говорить красиво
И тогда язык родной
Будет понимать любой!
Слайд 2
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
Слайд 3
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. А для этого необходима гимнастика.
Слайд 4
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимых для правильного звукопроизношения.
Слайд 5
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
- благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, дети могут научиться говорить чисто и правильно;
- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстро преодолеть свои речевые дефекты и укрепить мышцы речевого
Слайд 6
- артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением;
- занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Слайд 7
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики :
- проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.
- при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдать определённую последовательность, идти от простых к сложным. Проводить эмоционально, в игровой форме.
- артикуляционную гимнастику выполнять сидя, т. к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Слайд 8.
- занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- к детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более точными и плавными, без подергиваний.
- в 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Виды артикуляционных упражнений :
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
Подбор упражнений зависит от цели (упражнения направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений, например: растягивание подъязычной связки; упражнения, которые способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
Слайд 9.
- Давайте попробуем выполнить некоторые упражнения.
ЛЯГУШКА ИЛИ УЛЫБКА (заборчик)
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Слайд 10.
СЛОН ИЛИ ТРУБОЧКА
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать до счёта «пять» (потом до счёта «десять», вернуться в исходное положение.
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Слайд 11.
РАСЧЁСКА
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска
А зовут меня … (расчёска).
Слайд 12.
ЛОПАТОЧКА
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать
Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
Слайд 13.
Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи,
его края приподними -
Получилась пиала, почти круглая она
Слайд 14.
ЧАСИКИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыт рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик – так, тик – так.
Язычок катался так,
словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Слайд 15.
КАЧЕЛИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Слайд 16.
ЛОШАДКА
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу!
Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок-цок-цок!
Слайд 17.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.