Анастасия Рожнова
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие артикуляционный аппарат детей.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Ну что ж, на этой позитивной ноте предлагаю начать свой мастер-класс.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:
- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);
- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);
- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы) (Слайд 3)
ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают двух видов:
• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое : улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично. (Слайд 5)
Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!
Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем!
Уважаемые воспитатели, сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?
Он зеленый без хвоста
Любит мокрые места
Глаза на макушке
Кто это? (Лягушка)
Учитель-логопед достает Квакушу. Квакуша рассказывает о себе:
Я горжусь красой своей:
Ртом, конечно до ушей,
Длинным красным язычком
И зеленым пиджачком.
Знают все мои друзья:
Добрый и веселый я.
Не ворчун, не забияка
И зовусь красиво – Квакуша.
Артикуляционная гимнастика
Квакуша очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ним. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя, и пока я буду рассказывать, что любит Квакуша, а вы будете вместе с Квакушой выполнять упражнения.
"Сказка о веселом язычке"
Жил-был Язычок в ротике-домике.
(показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик!
(губы в улыбке, зубы обнажены - повторить 3-5 раз).
А на крыше домика была высокая труба
(губы в трубочку - повторить 3 раза.)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко
(широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза).
Посмотрел язычок на солнышко,
(язык поднять вверх к носу)
потом на травку
(язык опустить вниз,
понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать
(язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес
(цокать).
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать
(язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки
(рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш
(язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д…
(рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу!
(Улыбка)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Потом захотелось ему попить, он взял чашечку и начал пить
(язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).
А потом он стал чистить зубки
(рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам - по 3 повтора).
И решил отдохнуть… (Слайд 19)
- А теперь попробуем поиграть с Квакушей. Она у нас очень любит игры:
Артикуляционные упражнения в стихах :
Упражнение «Улыбка».
Мы хотим сейчас признаться,
Все мы любим улыбаться.
Растягиваем губки,
За ними прячем зубки.
Методические рекомендации.
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.
Упражнение «Блинчик».
Блинчик вкусный и румяный
Испечёт на завтрак мама.
Раньше встанем мы с Серёжей,
Маме печь блины поможем.
Методические рекомендации.
Язык должен в течении всего упражнения оставаться широким и не дёргаться. Под счёт до 15.
Упражнение «Киска сердится».
Выгнув спинку, злится киска,
Очень киске нужен «Вискас».
Выгнем язычок мы тоже,
Чтоб на киску был похож он.
Методические рекомендации.
Губы в улыбке, зубы видны.
Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта.
Упражнение «Горка».
Во дворе Егорка
Из снега строит горку.
Мы конечно, тоже,
Все ему поможем. (Аналогично упражнению «Киска сердится».)
Упражнение «Оскал».
Грозный тигр сердиться стал.
Показал он свой оскал.
Сделать все оскал мы сможем,
Чтоб на тигра быть похожим.
Методические рекомендации
Сильно растянуть губы в улыбке и обнажить
сомкнутые зубы (верхние и нижние).
Упражнение «Птенчики».
Птенчики в гнезде сидят,
Очень громко все галдят.
Скоро мать, наверняка,
Принесёт им червяка.
Методические рекомендации.
Широко открыть рот, как можно дальше растянуть уголки губ.
Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
Упражнение «Дудочка».
Губки каждый пусть сожмёт
И потянет их вперёд.
Получилась дудочка,
Дудочка – погудочка.
Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.
Упражнение «Чашечка».
Взялся язычок за дело,
«Чашечку» он сделал смело
Ловко вверх подняться смог
Наш широкий язычок.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной.
Упражнение «Грибок»
Под осиной, под осиной
В красной шапке гриб красивый.
Подосиновик – грибок,
Полезай в наш кузовок.
Методические указания.
1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.
Динамические упражнения
Упражнение «Часики»
На стене часы у нас,
Скажут всем, который час.
Когда вставать, когда гулять
И когда ложиться спать.
Методические рекомендации
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Язык при движении не должен задевать зубы.
3. Нижняя челюсть неподвижна.
Упражнение «Качели».
Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Вкусное варенье».
Очень вкусное отличное
Съем варенье земляничное,
И широким язычком
Губку оближу потом.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Упражнение «Спрячь конфетку».
Я конфетку за щеку
Спрятать быстренько смогу.
Угадайте, детки,
Где сейчас конфетка?
Методические рекомендации.
Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Следите, чтобы язык максимально выталкивал щеки.
Нижняя челюсть неподвижна.
Упражнение «Индюк».
Во дворе индюк болбочет,
Испугать детей он хочет.
Хоть его боимся, всё же
Сделать так сумеем тоже.
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.
Пальчиковая гимнастика
- Квакуша любит играть не только языком, но и пальчиками. А теперь давайте, уважаемые воспитатели, поиграем пальчиками. Выполняйте упражнения вместе с лягушками-хохотушками.
Две лягушки-хохотушки
(Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.)
Прыгали, скакали.
(Изображают прыжки в воздухе пальцами.)
Лапкой – хлоп, Другой – хлоп,
(Ладонью ритмично хлопают по ноге.)
Щеки раздували.
(Показывают округлость пальцами вокруг щек.)
Увидали комара,
(Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами.)
Закричали:«Ква-ква-ква!»
(Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта.)
Улетел комар, как ветер.
(Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец.)
Хорошо пожить на свете!
(Поглаживание ладонью по груди.)
Наше занятие подходит к концу, давайте его закончим гимнастиками язычка и пальчиков. Повторяйте за Квакой. И по очереди загибайте пальчики.
Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем.
На четыре – позеваем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по нёбу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.
Рефлексия
- Уважаемые воспитатели, у вас на столах лежат кружочки, нарисуйте, пожалуйста, свое настроение карандашами (Логопед оценивает эмоциональное состояние каждого с помощью нарисованных смайликов).
Уважаемые воспитатели, только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет детям научиться произносить правильно звуки русского языка. Успехов Вам!
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!