Валентина Ефимова
Мастер-класс для родителей по работе мини-роботами Bee-bot «Умная пчела»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать возможности решения образовательных задач посредством использования мини-роботов Bee-bot «Умная пчела» в совместной деятельности с целью формирования основ элементарного программирования в детском саду.
Оборудование: мини – роботы Bee-bot «Умная пчела», тематические коврики, тематические карточки.
Публикация «Мастер-класс для родителей по работе мини-роботами Bee-bot „Умная пчела“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Насекомые. Конструирование, поделки
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела, пчелки. ИЗО, творческие занятия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Робот-пчела «Bee Bot» и робомышь. Конспекты занятий
- Роботы и робототехника. Программирование
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Что такое УМНАЯ ПЧЕЛА? Это программируемый напольный мини-робот, с помощью которого дети могут с легкостью изучать программирование, задавая мини-роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).
Использование устройства Bee-bot «Умная пчела» особо значимо, так как:
• осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;
• формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивает первоначальные навыки программирования;
• поддерживает инициативу детей;
• развивает интеллектуальные способности;
• учит детей структурированной деятельности;
• способствует умению работать в коллективе;
• развивает воображение;
• предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей;
Содержание игровой детской деятельности с Bee-bot «Умная пчела» :
• игры с элементами программирования;
• игры, обучающие структурированию;
• игры на развитие воображения;
• игры на установление причинно-следственных связей;
• использование в речевом и познавательном развитии дошкольников.
Основные преимущества:
• память на 40 шагов;
• маленькая и прочная конструкция;
• простые и понятные инструкции;
• изучение причин и следствий;
• учит детей определять последовательность своих действий и контролировать их;
• подтверждает принятие инструкций, подмигивая глазами и издавая звуки (издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче).
Хотите и вы познакомиться с Bee-bot «Умная пчела»?
«Жила была Пчёлка и звали её Полосатик…. Однажды она решилась и улетела из своего домика – улья. Во время путешествия, преодолевая различные опасности, Полосатик увидела и узнала много интересного. А сегодня она прилетела к нам».
Давайте познакомимся с ней поближе. Пчёлка у нас необычная, сама по себе она двигаться не может и мы должны ей помочь. Для того, чтобы наша Пчёлка полетела, нам необходимо сначала её включить (переключатель «Power : Off/On» на брюшке). Также на брюшке Пчёлки есть переключатель «Sound : Off/On» (звук, регулирующий звуковое сопровождение робота Bee-bot «Умная пчела». И только потом мы её программируем.
Работа с Bee-bot «Умная пчела» начинается всегда с команды «очистить» (Х). Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед, сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево», затем стрелочку «вперед». При использовании кнопок «налево» и «направо» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота. Также есть кнопка «пауза» (||, продолжительность которой 1 секунда (возможно, задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой). После того, как мы задали нужную программу, нажимаем «ГОУ» («Go» - старт). А когда Пчёлка придёт в пункт назначения, мы должны нажать на «сброс» (Х). Это следует обязательно выполнить! Иначе Пчелка запомнит и старую программу, и новую.
Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – это тематические игровые коврики, которые позволяют придумать Пчелке разные приключения. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, размер каждой клетки 15х15 см, стороны которых равны одному шагу робота. Коврики: «На ферме», «Геометрические фигуры», «ПДД», «Лестницы и змеи» и др. Коврики любого размера и содержания можно разрабатывать самостоятельно, а также строить из бумаги, конструктора и строительного материала. В работе с Bee-bot «Умная пчела» и ковриками можно использовать тематические карточки (предметные картинки, классификационные группы).
Также Пчёлок можно «одевать», например, в бумажные «костюмы», маски различных героев и животных, таким образом, используя в театрализованной деятельности, возможно использование в качестве настольной игры.
Перед началом работы с мини – роботом Bee-bot «Умная пчела» необходимо:
1. Подготовить мини-роботов Bee-bot «Умная пчела», проверить их заряд (батарейки).
2. Подготовить игровую площадку: она должна быть достаточной площади и иметь ровную, без трещин и бугорков, поверхность.
3. Расположить коврик таким образом, чтобы всем игрокам было удобно разместиться вокруг него.
4. Разложить используемые в игре карточки на нужных секторах игрового коврика.
5. Выбрать с помощью считалочки игрока, который начнет игру.
Помните! Если у ребенка не получилось с первого раза точно выполнить задание, даем ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогаем спланировать маршрут и (возможно, даже с небольшой помощью сверстников) получить ситуацию успеха!
В процессе игры с мини-роботом Bee-bot «Умная пчела» у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, пространственной ориентации, словарного запаса, коммуникативных навыков, умения считать, составлять алгоритмы, умения работать в паре и небольшими группами, а также развитие навыков установления причинно-следственных связей. Создавая программы для робота Bee-Bot «Умная пчела», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Практическая часть:
1. Игровая ситуация «Кто, где живет»
Цель: формирование умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное (лягушка, медведь, лиса).
Мотивация. Слоненок подружился с лесными зверями и решил навестить их. Но он не знает, кто, где живет. Как помочь слоненку?
Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.
Педагог предлагает детям маршрутный лист.
Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
Совместно с детьми подводит итоги.
2. Игровая ситуация «Какая пчелка первая доберется до финиша»
Цель: развивать глазомер, навыки ориентации.
Мотивация: Пчелки поспорили, какая из них быстрее умеет бегать.
Предлагает детям посмотреть внимательно на длину дороги.
Педагог предлагает детям маршрутный лист.
Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
Совместно с детьми подводит итоги.
3. «Цвета и формы»
Цель: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости.
Мотивация: Собрать фигуры и выложить по образцу. У Нюши наступил день рождения, она пригласила к себе Умную пчелу. Умная пчела выбрала в магазине для Нюши бусы, но они были разной последовательности. Выберите, какие бусы будет дарить ваша Пчелка Нюше.
4. «Остров сокровищ»
Цель: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости.
Мотивация. Ураган разнёс по острову камушки, ракушки, монеты. Пчёлке необходимо собрать как можно больше. В конце игры подсчитываются собранные находки и определяются победители.
5. Игровая ситуация «Накорми животное»
Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных в природе
Мотивация. Волчонок празднует свой день рождения и решил угостить своих друзей, но не знает, кто, чем питается. Как помочь волчонку?
Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.
2. Педагог предлагает детям маршрутный лист.
3. Наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
4. Совместно с детьми подводит итоги.
Дети высказывают свои предположения
1. Дети объединяются в микро-группы и выбирают маску животного.
2. Ищут на поле пищу для своего животного и на маршрутном листе прокладывают путь.
3. Программируют робота, надевают на него маску и отправляют его с отправной точки до своего «лакомства».
6. Игровая ситуация «Одежда»
Витя собирался пойти в парк прогуляться осенним деньком. Перед тем, как одеваться он выглянул в окно и увидел, что на улице идет дождь.
Давайте поможем Вите одеться по погоде.
Задание детям: Запрограммируйте лого – робота Bee-Bot таким образом, чтобы он останавливался на картинках с правильными ответами.
7. Игровая ситуация: «Где растут эти грибы»
Цель: формировать умение детей образовывать однокоренные слова: берёза-подберёзовик и т. д.
Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов, учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.
Мотивация. Лисичка собирается в гости к белочке и решила принести в подарок грибы, но не знает, под каким деревом растут эти грибы.
1. Педагог предлагает детям выбрать гриб из корзинки
2. Педагог предлагает по названию гриба найти место его произрастания в лесу
3. Педагог предлагает детям маршрутный лист.
4. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
5. Совместно с детьми подводит итоги.
8. Игровая ситуация «Помоги пчелке найти дорогу домой»
Цель: развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров.
Учить определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат. Формировать навыки чтения плана.
Мотивация. Педагог ставит перед детьми проблему «пчелка заблудилась». У каждой пчелки своя дорога, зашифрованная на карте.
Предлагает детям выбрать план-карту для своей пчелки.
Педагог предлагает детям маршрутный лист.
Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.
Совместно с детьми подводит итоги.