Приложение МААМ

Мастер-класс для родителей «Трудный звук [р]»

тамара папст
Мастер-класс для родителей «Трудный звук [р]»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей «Трудный звук Р. Поможем ребенку вместе!»

План:

1. Правильная артикуляция и нарушения произношения звука [Р].

2. Подготовительная работа:

а) Тренируем язычок: артикуляционные упражнения для звука [Р].

б) Развиваем силу выдоха.

в) Учимся слышать звук [Р] : развитие фонематического слуха

3. Выработка вибрации языка с использованием зондозаменителей.

Ход мастер – класса

Логопед приветствует родителей и знакомит с темой встречи.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Трудный звук [р]“» размещена в разделах

Правильная артикуляция и нарушения произношения звука [Р].

Звук Р является одним из самых дифференцированных, а потому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки Р и Рь появляются позже многих других согласных и, как правило, с появлением в речи ребенка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинненных предложений.

Для правильного произнесения звука Р органы речи должны принять следующее

положение (демонстрация графической модели артикуляции звука) :

• рот открыт до такой степени, чтобы можно было четко произнести последующий за звуком Р гласный звук;

• передняя часть языка поднята кверху и касается альвеол (выступы на небе); боковые края языка плотно прилегают к коренным зубам. Остальная часть языка опущена.

Под напором воздушной струи кончик языка приходит в движение: он то касается верхних альвеол, то оттягивается внутрь рта – кончик языка вибрирует.

Недостатки произношения звука Р у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Существует множество вариантов неправильного произношения этого звука :

• Пропуск звука, ребенок совсем не произносит этот звук и говорит : Ыба вместо рыба,

• Замена звука, более легкими по артикуляции. Чаще всего звук Р заменяется звукам Л или Й : лука, люка, юкка вместо рука, реже – звуками Ы, Н, В, У, Г призвуком звука Х). Иногда звук Р может заменяться звуком РЬ.

• Искажение звука, когда вместо вибрации кончика языка у ребенка при произнесении звука Р вибрирует мягкое небо или только язычок мягкого неба. На слух такое произношение звуков приближается к нормальному. Иногда звук может произноситься недостаточно раскатисто, реже вместо вибрации кончика языка звук Р образуется от дрожания губ.

Постановка звука [Р]

Сроки постановки вибранта Р колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят от психо – физических возможностей ученика и строения его речевого аппарата. Однако, как показывает опыт. У детей шестого - седьмого года жизни не всегда удается вызвать звук при помощи подражания. В большинстве случаев постановке звуков предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, по выработке нужных движений языка, по развитию умения отличать правильный звук от неправильного.

Постановка звука Р ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации

При устранении недостатков произношения звука Р сначала следует подготовительная работа:

а) Тренируем язычок: артикуляционные упражнения для звука [Р].

Если ребенок затрудняется придать языку нужное положение, то следует отработать с ним следующие упражнения:

Логопед демонстрирует упражнения Заборчик, Лошадка, Грибок, Маляр, Качели, Моторчик,Барабанчик, Балалаечка. Родители с детьми сидя рядом выполняют гимнастику перед зеркалами.

Упражнения надо делать не более 5 минут 2 – 3 раза в день

б) Развиваем силу выдоха.

Иногда отсутствие звука Р может быть обусловлено слабостью выдоха, отчего вибрация кончика языка затруднена. Поэтому наряду с подготовкой мышц языка, необходимы дыхательные упражнения для развития силы выдоха. Для усиления и удлинения выдоха предложите ребенку подуть на ватку, на подвешенные полоски, султанчики, ветродуйчики. Кроме того, тренирует выдох надувание воздушных шаров, резиновых игрушек, игра на детских музыкальных инструментах: кларнете, саксофоне, свирели, свистульке.

Логопед с детьми демонстрирует дыхательные упражнения с вертушками, обращает внимание детей и родителей, что вдох осуществляется носом, а выдох через рот, при этом следить, чтобы щеки не раздувались.

в) Учимся слышать звук [Р] : развитие фонематического слуха

Если ребенок заменяет звук Р звуком Л (либо любым другим) или смешивает его в речи с этим звуком, то необходимо тренировать ребенка в различении их на слух.

Игра «Хлопни в ладоши» проводится на уровне слова совместно с детьми и взрослыми.

Ребенку предлагается выделить (хлопнуть в ладоши, позвонить в колокольчик, поднять руку) из группы слов только те слова, в которых есть звук Р. Слова нужно произносить не торопясь, с небольшими паузами между ними.

Выработка вибрации языка с использованием зондозаменителей.

После подготовительных упражнений можно перейти к вызову звука.

Логопед демонстрирует родителям приемы постановки звука Р и обучает им родителей.

Уложите ребенка на относительно твердую ровную поверхность, предложите ему при открытом рте и поднятом кончике языка за верхние зубы произносить звук Д постепенно ускоряющемся темпе: ддд, затем произносить звук Д в сочетании с гласными: ддд – а, ддд – ы, ддд – о. Произнесение звукосочетаний производится на одном выдохе. Одновременно ватной палочкой под кончиком языка производить быстрые колебательные движения в вертикальном направлении. Кончик языка то смыкается с твердым небом, то отрывается, таким образом, достигается вибрация кончика языка.

Можно вызвать звук Р от звукосочетания джжж, язык в форме «грибка». При протяжном его произнесении кончик языка выдвигается вперед, и путем горизонтальных движений под языком палочкой с шариком на конце достигается вибрация.

Подобным образом вместо специальной палочки можно проводить язык в колебание указательным пальцем ребенка, подложенным под язык (упражнение «Балалаечка»).

В результате регулярных упражнений грубая вибрация заменяется нормальной. Обычно постановка этого звука требует много сил и времени от ребенка и от родителей. Только при систематических ежедневных занятий можно добиться положительных успехов.

Публикации по теме:

Фонетическая логосказка «Звук [А] и его друзья» Цель: закрепление знаний об артикуляции звука «А», произношение звука изолированно с разной силой голоса, длительностью, интонацией; в слогах,.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [Н]» Цель: изучение звука [Н]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;.

Конспект ООД по обучению грамоте для родителей с ребёнком 6–7 лет «Звук [Ч] и буква Ч» Тема:«Звук [Ч] и буква Ч» Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию занятие по обучению грамоте в условиях самоизоляции. Цель: знакомство.

Консультация для педагогов «Трудный родитель» Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение.

Лэпбук на звук [с]Лэпбук на звук [с] Уважаемые коллеги! Продолжая серию лэпбуков на звуки, я предлагаю вашему вниманию лэпбук на звук С. Размер лэпбука А 3, основа проиллюстрирована.

Лэпбук на звук [Ш]Лэпбук на звук [Ш] Продолжаю серию лэпбуков на звуки и предлагаю вашему вниманию лэпбук на звук Ш. Размер лэпбука А3, основа иллюстрирована из «Конструктора.

Мастер-класс для родителей по ПДД Цель: объединить усилия педагогов и родителей в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДТП с участием детей.

Договори звук [К] С нарушением произношения заднеязычных звуков логопеды стали сталкиваться гораздо чаще, так как по разным причинам растет количество детей.

Проект «Трудный звук»Проект «Трудный звук» Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость) Проект «Трудный звук»[/b] Вид проекта:.

Трудный ребёнок. Консультация для родителейТрудный ребёнок. Консультация для родителей «Трудный ребёнок» - это не особая категория. Это – следствие невнимания взрослых к проблемам их «повзрослевших» детей. Основные причины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Трудный звук [р]»
Опубликовано: 28 мая 2021 в 11:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Трудный звук [р]»» (включая файлы) размещена пользователем тамара папст в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД