тамара папст
Мастер-класс для родителей «Трудный звук [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Трудный звук Р. Поможем ребенку вместе!»
План:
1. Правильная артикуляция и нарушения произношения звука [Р].
2. Подготовительная работа:
а) Тренируем язычок: артикуляционные упражнения для звука [Р].
б) Развиваем силу выдоха.
в) Учимся слышать звук [Р] : развитие фонематического слуха
3. Выработка вибрации языка с использованием зондозаменителей.
Ход мастер – класса
Логопед приветствует родителей и знакомит с темой встречи.
Темочки:
- Буква Р. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Правильная артикуляция и нарушения произношения звука [Р].
Звук Р является одним из самых дифференцированных, а потому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки Р и Рь появляются позже многих других согласных и, как правило, с появлением в речи ребенка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинненных предложений.
Для правильного произнесения звука Р органы речи должны принять следующее
положение (демонстрация графической модели артикуляции звука) :
• рот открыт до такой степени, чтобы можно было четко произнести последующий за звуком Р гласный звук;
• передняя часть языка поднята кверху и касается альвеол (выступы на небе); боковые края языка плотно прилегают к коренным зубам. Остальная часть языка опущена.
• Под напором воздушной струи кончик языка приходит в движение: он то касается верхних альвеол, то оттягивается внутрь рта – кончик языка вибрирует.
Недостатки произношения звука Р у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Существует множество вариантов неправильного произношения этого звука :
• Пропуск звука, ребенок совсем не произносит этот звук и говорит : Ыба вместо рыба,
• Замена звука, более легкими по артикуляции. Чаще всего звук Р заменяется звукам Л или Й : лука, люка, юкка вместо рука, реже – звуками Ы, Н, В, У, Г (с призвуком звука Х). Иногда звук Р может заменяться звуком РЬ.
• Искажение звука, когда вместо вибрации кончика языка у ребенка при произнесении звука Р вибрирует мягкое небо или только язычок мягкого неба. На слух такое произношение звуков приближается к нормальному. Иногда звук может произноситься недостаточно раскатисто, реже вместо вибрации кончика языка звук Р образуется от дрожания губ.
Постановка звука [Р]
Сроки постановки вибранта Р колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят от психо – физических возможностей ученика и строения его речевого аппарата. Однако, как показывает опыт. У детей шестого - седьмого года жизни не всегда удается вызвать звук при помощи подражания. В большинстве случаев постановке звуков предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, по выработке нужных движений языка, по развитию умения отличать правильный звук от неправильного.
Постановка звука Р ведется в двух направлениях:
а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;
б) выработка вибрации
При устранении недостатков произношения звука Р сначала следует подготовительная работа:
а) Тренируем язычок: артикуляционные упражнения для звука [Р].
Если ребенок затрудняется придать языку нужное положение, то следует отработать с ним следующие упражнения:
Логопед демонстрирует упражнения Заборчик, Лошадка, Грибок, Маляр, Качели, Моторчик,Барабанчик, Балалаечка. Родители с детьми сидя рядом выполняют гимнастику перед зеркалами.
Упражнения надо делать не более 5 минут 2 – 3 раза в день
б) Развиваем силу выдоха.
Иногда отсутствие звука Р может быть обусловлено слабостью выдоха, отчего вибрация кончика языка затруднена. Поэтому наряду с подготовкой мышц языка, необходимы дыхательные упражнения для развития силы выдоха. Для усиления и удлинения выдоха предложите ребенку подуть на ватку, на подвешенные полоски, султанчики, ветродуйчики. Кроме того, тренирует выдох надувание воздушных шаров, резиновых игрушек, игра на детских музыкальных инструментах: кларнете, саксофоне, свирели, свистульке.
Логопед с детьми демонстрирует дыхательные упражнения с вертушками, обращает внимание детей и родителей, что вдох осуществляется носом, а выдох через рот, при этом следить, чтобы щеки не раздувались.
в) Учимся слышать звук [Р] : развитие фонематического слуха
Если ребенок заменяет звук Р звуком Л (либо любым другим) или смешивает его в речи с этим звуком, то необходимо тренировать ребенка в различении их на слух.
Игра «Хлопни в ладоши» проводится на уровне слова совместно с детьми и взрослыми.
Ребенку предлагается выделить (хлопнуть в ладоши, позвонить в колокольчик, поднять руку) из группы слов только те слова, в которых есть звук Р. Слова нужно произносить не торопясь, с небольшими паузами между ними.
Выработка вибрации языка с использованием зондозаменителей.
После подготовительных упражнений можно перейти к вызову звука.
Логопед демонстрирует родителям приемы постановки звука Р и обучает им родителей.
Уложите ребенка на относительно твердую ровную поверхность, предложите ему при открытом рте и поднятом кончике языка за верхние зубы произносить звук Д постепенно ускоряющемся темпе: ддд, затем произносить звук Д в сочетании с гласными: ддд – а, ддд – ы, ддд – о. Произнесение звукосочетаний производится на одном выдохе. Одновременно ватной палочкой под кончиком языка производить быстрые колебательные движения в вертикальном направлении. Кончик языка то смыкается с твердым небом, то отрывается, таким образом, достигается вибрация кончика языка.
Можно вызвать звук Р от звукосочетания джжж, язык в форме «грибка». При протяжном его произнесении кончик языка выдвигается вперед, и путем горизонтальных движений под языком палочкой с шариком на конце достигается вибрация.
Подобным образом вместо специальной палочки можно проводить язык в колебание указательным пальцем ребенка, подложенным под язык (упражнение «Балалаечка»).
В результате регулярных упражнений грубая вибрация заменяется нормальной. Обычно постановка этого звука требует много сил и времени от ребенка и от родителей. Только при систематических ежедневных занятий можно добиться положительных успехов.